Нравственные ценности в семье и образовании >> Особенности взаимодействия педагога и родителей
в творческом развитии ребёнка на уроках фортепиано
Особенности взаимодействия педагога и родителей
в творческом развитии ребёнка на уроках фортепиано
Более сорока лет я живу в замечательном Пространстве Детства, Музыки и Творчества. Моя профессия – педагог-музыкант. Сколько чудесных возможностей для саморазвития и воспитания своих учеников я обрела за эти годы! Музыка подарила мне вдохновение и радость. Она – величайший дар людям, универсальный язык Бога.
Звуки музыки пробуждают чувства, заставляют размышлять, помогают обрести покой, создают настроение.
Духовно – нравственный аспект в образовательном процессе.
Б.М. Теплов в своём труде «Психология музыкальных способностей» называл музыку «зеркалом души человеческой». Именно она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в душе. Эмоции являются главным содержанием музыки, а эмоциональная сфера является ведущей сферой психики ребёнка в младшем возрасте. Музыка способна развить такое качество личности как креативность.
Сейчас время, когда наши дети зачастую вынуждены жить в условиях музыкальной бесвкусицы, находясь в оковах современной рок-музыки с её шаманскими ритмами и невыносимой громкостью. Сверхвысокие и сверхнизкие частоты, минуя сознание, «попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние маленького человека, разрушая личность. Поэтому с самого раннего детства ребёнку необходимо прививать музыкальный вкус и подлинные эстетические ценности.
Как вы думаете: откуда приходит музыка?
На этот вопрос есть ответ: она живёт внутри нас! Мы сами – музыка! От того какие качества мы несём в мир, зависит «звучание» каждого из нас!
Вот почему сейчас остро встаёт вопрос о формировании в сознании ребёнка духовно-нравственных ценностей.
Развитие эмоций, интересов, мышления, воображения, вкусов подрастающего человека на основе шедевров классической музыки, живописи, поэзии, способствует развитию его музыкально-эстетического сознания и общей духовной культуры в целом. Человек, обучаясь идти по духовному пути, должен стать подобным пустой чаше, чтобы нектар музыки и аромат гармонии могли наполнить его сердце, чтобы музыка и духовность всегда шли рука об руку, а для этого нужна новая системная работа.
НЕОЖИДАННОЕ УВОЛЬНЕНИЕ
Из-за реорганизации общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов искусств, где я работала ранее, в иное учебное заведение, нам, педагогам - инструменталистам, пришлось искать работу. Спустя какое-то время, я начала вживаться в роль семейного преподавателя музыки. Для этого надо было полностью переосмыслить всю свою педагогическую деятельность. Я с радостью и энтузиазмом взялась за работу. Чувствовала, что в моей практике грядут большие перемены. Детям нужны были другое преподавание, другие методы, другой подход, другое образование.
Пришла мысль сосредоточить своё внимание на нравственных ценностях, так необходимых сейчас нашим детям. Они действуют в жизни как направляющая сила. Они укрепляют взаимоотношения между людьми, делая их гармоничными. Чрезвычайно важно, чтобы духовно-нравственные ценности вошли в душу ребёнка, став его истинной природой.
Я задумалась: требуя от детей послушания, прилежания, выполнения заданий учителя, всегда ли и во всём сам педагог безупречен? А ведь дети всё подмечают и копируют. Именно честное, бережное отношение к ребёнку, уважение к своей профессии, может дать высокий результат и удовлетворение в работе. Практика преподавания в семье многим отличалась от работы в школе.
Я расскажу вам о своем новом, творческом подходе к предмету фортепиано. И очень надеюсь, что кое – что из моего опыта вам будет полезным, хотя бы во внеклассной работе.
МАЛЕНЬКИЕ ПРИДУМКИ
1. ВЕСЁЛЫЕ ДЕВИЗЫ
Чтобы непростое обучение игре на инструменте стало увлекательным, доступным и лёгким, я предложила детям несколько девизов, к которым мы время от времени возвращаемся на уроке:
«Живи! Плыви! Радуйся! Радуй!»
Это означает: будь бодрым, будь спокойным, не конфликтуй, принимай всё таким, как есть, сам пребывай в хорошем расположении духа и передавай это другим.
«Сложное делай ясным, тёмное – светлым, злое – добрым!»
Помни: я – творец, и хочу творить, а не вытворять. Мне всё по плечу. Я могу справиться с плохим настроением и любым заданием, потому что во мне громадная сила созидания, подаренная музыкой. Я заряжен творить добро!
«Никогда не жалуйся, иначе у тебя не хватит времени на улыбку!»
Так мы можем воспитать волю и выносливость. Идти по жизни осознанно, легко и радостно. Исполняя музыкальное произведение, необходимо контролировать свои мысли и действия. Помните, как говорил Эйнштейн: «Когда я завязываю шнурки, я думаю о шнурках!»
Если на уроке устали руки, сложи пальцы в мудры. Напомню, что слово «МУДРЫ» переводится с санскрита как «ДАРУЮЩАЯ РАДОСТЬ». Это – специальная оздоровительная гимнастика для пальцев кистей рук.
С большим удовольствием мудры научились складывать и дети, и взрослые в семьях, где я работаю. Оздоровительный результат налицо!
Ну, а если устала спина, делаем упражнение для позвоночника под названием «качалка», а когда ноют плечи, выполняем смешное упражнение «вешалка».
У нас нет проблем, сделай и улыбнись!
2. УДОБНО. ВЫГОДНО. ПОЛЕЗНО.
На уроках я использую один из методов под названием « У.В.П.» Это означает - УДОБНО. ВЫГОДНО. ПОЛЕЗНО».
Чтобы овладеть игрой на музыкальном инструменте, ученику должно быть удобно сидеть, ему должны быть ясно видны ноты, не должно ничего мешать, значит, необходимо усвоить правила постановки рук, ног и корпуса.
ВЫГОДНО. Ученику выгодно внимательно слушать педагога, чтобы не терять время на дополнительные повторения, чтобы всё было усвоено в срок без ошибок и остановок в тексте, тогда в срок будет сдан предложенный для работы материал.
ПОЛЕЗНО. Польза в том, что игра на инструменте приносит ученику здоровые эмоции, наслаждение музыкой, пробуждает и активизирует мозг при помощи мелкой моторики. Используя этот метод, легко общаться с учеником, не тратя много слов на объяснения. Достаточно спросить: «Тебе удобно?»
На уроках всегда присутствует добрый юмор. Одна из моих учениц аббревиатуру У.В.П. переводит так: «Ученик всегда прав!» И я согласна с этим. Это мы – опытные профессионалы, виртуозно владеющие педагогической наукой, должны мысленно держать руку на пульсе ребёнка, чувствуя его усталость, настроение, состояние его здоровья, временную несостоятельность в овладении какими-то навыками при обучении и терпеливо помогать ему, а не бесконечно только требовать! Мы, взрослые, должны помнить и о том, что «У ребёнка нет недостатков, у него есть особенности характера». Особенности, которые нас не должны раздражать, наоборот, они должны стимулировать творческую мысль педагога!
3. МИНУТКИ ТИШИНЫ
Для того, чтобы ярко подать произведение слушателю, ученику необходимо владеть исполнительской культурой. Это значит, подготовить свои мысли к активной работе. Для этого у нас есть так называемые «полезные минутки», когда мы сидим в тишине и сосредотачиваем свои мысли на конкретном задании. Мы знаем: только в тишине рождается истина. Сидя в безмолвии, выстраиваем план выразительного исполнения, продумывая характер и образы пьесы.
Такую же работу используем при чтении нот с листа. Минуту сосредотачиваю ребенка на конкретной работе, тихо произнося вдохновляющий настрой.
4. РОЛЬ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ
На уроках мы часто ведём беседу о добродетелях. Через использование этих качеств ребёнок может ярко передать характер любого этюда, пьесы или сонаты. Для исполнения длинного текста ему может понадобиться « МУЖЕСТВО» и «РЕШИТЕЛЬНОСТЬ», а может быть ему нужно вооружиться качеством «ТОЧНОСТЬ» при выполнении ярких штрихов или «ТЕРПЕНИЕМ» при заучивании аппликатуры? Или, исполняя произведение шутливого характера, он призовёт на помощь «БЕЗЗАБОТНОСТЬ». Всё это мы легко определяем в ходе обучения. Польза от такой работы колоссальная! Мы используем специальные карточки, в которых есть доступное короткое описание каждого из девятнадцати качеств.
5. ДОМАШНИЕ ПРАЗДНИКИ.
Самой любимой частью нашей работы с детьми являются домашние праздники. Когда выучены 5-6 разнохарактерных произведений, подготовлены ансамбли с учителем, стихи, придуманы ребусы, кроссворды, мы назначаем дату концерта для всех желающих. Концерты проходят радостно и торжественно. Мы надеваем нарядную одежду и украшаем комнату, где будет проходить концерт. Как правило, слушательская аудитория состоит из родственников ученика, соседей, друзей и знакомых. Наши концерты заканчиваются всегда чаепитием. Здесь и начинается работа с родителями. Мы обсуждаем проблемы воспитания, говорим о здоровье детей, об успехах в овладении инструментом. На этих посиделках всегда уютно и весело. Мною всегда предлагаются игры, а также практические занятия по усвоению нравственных ценностей.
Назову темы немногих из таких занятий: «Забудь грустное прошлое», «Золотая рыбка» - путь к успеху», «Подари улыбку соседу», «Торт из добродетелей», «Обнимашки. Переглядки».
Ну, а если праздник посвящён имениннику, мы все с удовольствием играем в игру «Дождь благословений».
Когда мы проводим концерт в узком кругу, обсуждаем тему гармоничных взаимоотношений в семье. Идёт откровенный разговор о том, какими средствами мы можем воспользоваться из своего опыта, чтобы дети не повторяли ошибок взрослых.
Совсем недавно мною была написана статья «Как избавиться в характере от сорняка ОСОТ», и мы обсуждали проблемы своего характера. Каждый честно рассказывал, от каких «сорняков», проросших в душе, хотелось бы освободиться. Это может быть ОСУЖДЕНИЕ или привычка постоянно СРАВНИВАТЬ, ОЦЕНИВАТЬ, а может быть, постоянно предъявлять повышенную ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ друг к другу? Если выделить первые буквы этих слов, получится ОСОТ – дикий, колючий неистребимый сорняк всех садов и огородов. Но и с ним можно справиться, применив метод трёх «П»: ПОНЯТЬ, ПРИНЯТЬ, ПРОСТИТЬ. Только тогда можно будет преумножить положительные качества своего характера. А изменив характер, мы можем изменить свою судьбу!
ВЕЛИКАЯ СИЛА СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА. МЕТОДИКА ОЗДОРОВЛЕНИЯ.
Сделаю небольшой экскурс в прошлое. Еще на старом месте работы мои коллеги-пианисты снисходительно улыбались, когда, заходя на мой урок, видели, как детки погружают руки в пшено, переносят его кончиками пальцев из одной баночки в другую. «Зачем? - спрашивали они. Можно ведь просто играть гаммы, и кончики пальцев быстро разовьются!» Я улыбалась им в ответ и продолжала заниматься мелкой моторикой по своей методике.
Во-первых, работа с натуральным материалом приближает ребенка к природе, во-вторых, я объясняла малышам, как полезна из этой крупы каша, а в третьих, это погружение дарит очень приятное ощущение, похожее на лёгкий массаж, а в-четвертых, это просто - новизна, дарующая хорошее настроение. А настроение ребёнка на уроке для меня – большая ценность!
Ну, а гаммы-то мы ещё успеем поиграть в течение семи последующих лет, которые, бесспорно, очень полезны! Шло время, и дети моего класса всё чаще участвовали в конкурсах, становясь лауреатами и дипломантами. Но самое главное: дети стали меньше болеть!
И я вновь возвращаюсь к домашним урокам. Рождались новые идеи, которые нравились не только детям, но и их родителям.
1.ВЕСЁЛЫЕ КАРТИНЫ В КРУГУ
С прошлого года работаю над созданием методики работы с младшими детьми в возрасте 4-5 лет. Большую часть урока мы посвящаем работе над мелкой моторикой: лепим из пластилина, рисуем, создаём картины из бисера. Последнее время дети создают картины в кругу (см. статью Волшебные круги). Это могут быть орнаменты, изображения животных, геометрические фигуры. Для творчества годится всё: крупа, пластилин, зёрнышки растений, маленькие плоды, камушки, бусины, пайетки.
Картины в кругу – особый вид нашего творчества. В жизни округлые формы всегда приятны взгляду.
В своих работах мы вновь и вновь обращаем своё внимание к природе: планеты имеют круглую форму; вкусные блины бабушки – круглые; мы находимся в цикле вращения: утро, день, ночь; зима, весна, лето, осень. Этот список можно бесконечно продолжать.
Работы получаются яркие, разнообразные, удивительно креативные! Они пронизаны добром, терпением, покоем и радостью. Родители вывешивают картины детей в комнатах, в прихожей, на кухне, чтобы, проходя мимо, заряжаться этой замечательной силой творчества. Эта работа кропотливая и неспешная. В ней участвуют все члены семьи. Каждый может подойти к картине и добавить свой неповторимый штрих.
У нас с ребятами есть маленький секретик: в самом начале урока мы зажигаем свой внутренний огонёк творчества, фонарик, который помогает нам освещать работу светом созидания. Недаром же в народе говорят: «Работать с огоньком». Заканчивая работу, мы украшаем картины множеством точек. И это неспроста! Ставя точки, мы прощаемся навсегда со всеми нашими проблемами, стараясь не возвращаться к ним уже никогда. Обида на товарища – точка, поссорился с мамой – попроси прощения и поставь точку. Мы размышляем так: «Поставь маленькую точку, желая своим родным, близким, друзьям, всему миру самого лучшего, тогда произойдет преображение не только тебя, но и пространства вокруг».
2. ВОЛШЕБСТВО СКАЗКИ
Не всегда уместно, подмечая что-то негативное в поведении детей, напрямую им об этом говорить. Порой, даже безобидным замечанием, можно надолго ранить детскую душу. Размышляя об этом, я пришла к сочинительству сказок. И через сказочных героев мне было легко воспитывать в детях то или иное положительное качество. Так родились «СКАЗКИ ДЕДУШКИ МАТВЕЯ», в которых мудрый дедушка рассказывает детям о том, что такое хорошо, а что такое – плохо. В сказке «ДОБРЯНА» повествуется о доброй девочке – горбунье, постоянно дарующей всем свет и радость. В конце сказки её горбик превращается в белоснежные крылья ангела.
Хорошим манерам учит сказка «О ЧУДЕСНОМ ПРЕОБРАЖЕНИИ».
В Притче «САД МУДРЕЦА» в иносказательной форме рассказывается детям о том, как принимать людей такими, какие они есть и не судить их строго, ведь каждый из нас по-своему хорош и красив. Надо только это уметь разглядеть.
В сказках «СОВЕТЫ АНГЕЛА» и «ЧЕТЫРЕ СТИХИИ» речь идет о силе добродетелей, которыми важно наполниться для самопреображения и преображения мира вокруг себя. И понять: «ИМЕННО Я способен сотворить такое пространство, в котором комфортно будет жить и мне , и другим!»
Людмила Реверсова,
слушатель ЦДР,
педагог-музыкант
Читайте также:
Самоуважение
Уважение
7 способов повышения самоуважения