Волшебные круги
Младший возраст – это самый благодатный период в жизни ребёнка, когда ещё возможно заложить фундамент сознательного нравственного поведения. Следуя указаниям старших, дети хотят и прилагают усилия, чтобы быть хорошими. К десяти годам они уже в большей степени могут контролировать себя и совершать добрые поступки по собственной инициативе.
Судьба доверила мне удивительную профессию педагога. Преподавая фортепиано маленьким детям, много внимания уделяю не только техническим навыкам игры на инструменте, но и развитию нравственных ценностей. Благодаря практике медитации, которую я уже несколько лет изучаю в Центре Духовного Развития, я осознала ценность положительного мышления и поняла настоящую значимость добродетелей в жизни. Медитация помогает мне управлять своими мыслями и эмоциями. Эти навыки управления собой я стараюсь передавать и своим ученикам. А также стремлюсь прививать им культуру положительного мышления.
На занятиях постоянно использую практику положительного мышления. С прошлого года занимаюсь с 4-х – 5-летними детьми. Большую часть урока уделяю развитию мелкой моторики. Мы лепим с детьми из пластилина, рисуем, создаём картины из бисера.
Последние два месяца дети учатся создавать картины в кругу. Это могут быть орнаменты, изображения животных, геометрические фигуры.
В самом начале работы мы коротко беседуем с ребёнком о его настроении, чувствах, которые в данный момент переполняют его. От урока к уроку таким образом можно поближе узнать о качествах характера ученика, о его отношении к другим детям. В игровой форме размышляем с ребятами о красивых качествах, добродетелях. На следующем уроке проверяю: что ребёнок усвоил с предыдущего занятия на практике? Скольких ненужных, нехороших поступков ему удалось избежать?
Дети искренне делятся своими мыслями. Так раз за разом, шаг за шагом, незаметно для себя, малыш меняется, и это подтверждают родители. Размышляя позитивно о себе и других, ребёнок становится более уравновешенным, спокойным и уверенным в себе. А ещё он передаёт своё хорошее настроение окружающим.
У нас с ребятами есть игра в маленькую сияющую звёздочку. Мы учимся зажигать свой внутренний огонёк, перед тем, как начинаем творить. Недаром же в народе е говорят: «работать с огоньком». Несколько минуток сидим в тишине, настраиваемся на положительную волну и мысленно представляем своё будущее творение: «Оно обязательно будет красивым!»
Понятие красоты у нас особое: красивыми должны быть наши мысли и чувства. Ведь возможно, свою картину ребёнок потом кому-то подарит. Пусть она будет наполнена радостью и волшебством!
Творим мы без каких-либо правил, неосознанно, без обдумывания. Рисунок ребёнка как бы сам собой ложится на бумагу. Создавая такую художественную работу, ребёнок погружается в спокойное состояние: его ничто не заботит, не беспокоит, он спонтанно создаёт образ своего настроения.
Этот психотерапевтический приём помогает детям погрузиться внутрь себя.
Иногда на уроках звучит тихая, спокойная музыка. Через картину ребёнок естественным образом освобождается от накопленного негатива и напряжения.
Родители ребят называют наши творения - лекарством от стресса, потому что иногда сами практикуют создание чудо - картин вместе с детьми. Результат потрясающий, даже целительный.
Однажды мама одного ученика поделилась своими чувствами: «Такое счастье разливается внутри, когда не задумываешься, каким цветом разукрасить тот или иной участок картины, рука сама тянется к краске, просто отдыхаешь и творишь. Даже головная боль исчезает! Наполняешься силой и радостью!»
Мир то и дело требует от нас подавления в себе гнева, раздражения, чувства неудовлетворённости, напряжения, обидчивости, неприязни.
В наших спонтанных картинах мы можем выразить то, что нас действительно волнует без страха кого-то обидеть или разочаровать. Такая творческая работа помогает ребёнку разобраться в своих мыслях, позволяет ему выйти за пределы своего обычного мира, узнать что-то новое, расширить границы сознания. В конце занятия мы внимательно рассматриваем свои произведения, подводим итоги. Размышляем: какие чувства вызывает тот или иной рисунок? Важно всё: и те краски, которые ребёнок использовал в процессе работы, и тот материал, при помощи которого воплощал в жизнь свои мысли.
Те работы, которые дороги ребёнку, сохраняем и вешаем на видное место, чтобы проходя мимо, заряжаться доброй энергией и радостным настроением.
Для творчества годится всё, что есть под рукой. Это может быть крупа, пластилин, зёрна, всевозможные плоды, камушки, бусины. Волшебные круги с использованием пластилина, украшенные зёрнами и пайетками, выглядят намного ярче и объёмнее. Своё творчество мы с любовью дарим вам.
Смотря на работы детей, вы, наверное, заметили, что на рисунках много точек? Это неспроста! Украшая свои работы точками, мы как бы прощаемся со всеми нашими проблемами, ставя на них ТОЧКУ!
А ещё, когда мы в начале урока, зажигаем свою звёздочку, свой маленький живой огонёк, мы призываем тех, кто будет смотреть на наши добрые круги, зажечь свою, яркую и неугасимую звездочку – душу, заражаясь нашим креативом!
Чтобы не быть голословной в утверждении того, что такое творчество преображает, очищает и помогает укрепить здоровье, я всегда создаю волшебные круги вместе с детьми, так же проводя анализ своего труда. После работы с чудо - кругами постоянно испытываю прилив сил, необыкновенную радость, душевный подъём, положительные эмоции!
Предлагаю и вам, дорогие читатели, попробовать создать свой рисунок в кругу. Включите спокойную музыку, внутренне улыбнитесь своему будущему созданию, посидите в тишине, настроившись на позитивный лад, и ТВОРИТЕ!
Переживите и вы это волшебство преображения своего внутреннего состояния!
Будьте здоровы и счастливы!
Людмила Реверсова,
педагог,
слушатель ЦДР