Взаимоотношения: от души к душе. Часть 4
Образ мышления. Критицизм
В прошлых беседах мы говорили об усилении нашего ума, о внимательном отношении к своему внутреннему миру: к своим мыслям и чувствам.
Сегодня мы рассмотрим вопрос о том, как нам быть внимательными к себе, как нам заботиться о нашем высоком душевном состоянии.
Прежде всего, когда мы говорим "о себе", нам нужно ясно понимать, что мы при этом осознаём себя ДУШОЙ, сознательной энергией, отличной от физического тела, выражающей свои качества и свойства через тело при совершении действий. Главное свойство ДУШИ - способность думать. Процесс мышления никогда не останавливается. Даже когда мы спим, мы продолжаем думать. Скорость мышления во время сна может понижаться, но она никогда не становится равной нулю. Мысль - это энергия, которая создаётся в уме и излучается в форме вибраций. Именно таким образом создаются взаимоотношения. Именно мысли являются фундаментом наших взаимоотношений с другими людьми.
Мы не можем рассуждать так: "Я всё говорю правильно, делаю правильно, а кто смотрит на мои мысли?" Мы не говорим друг с другом весь день, но думаем друг о друге гораздо больше, чем общаемся на уровне слов и действий. Кроме того, энергия мысли гораздо выше энергии звука слов. Почему взаимоотношения между людьми достигли состояния коллапса? Потому что игнорируется фундамент, на котором они строятся, то есть МЫСЛИ друг о друге. Если мы хотим восстановить взаимоотношения, нам нужно восстановить фундамент, то есть научиться правильно ДУМАТЬ, быть ОЧЕНЬ внимательными к своим МЫСЛЯМ.
У каждого человека есть свой набор схем мышления, которые человек использует в разных стандартных ситуациях. Этот набор схем мышления формирует "образ мышления". Образ мышления формируется на основе системы убеждений. Когда возникает ситуация, мы автоматически, даже не осознанно, выбираем схему мышления и действий из этого набора, соответствующую данной стандартной ситуации. Для того чтобы изменить образ мышления, то есть этот набор стандартных схем мышления, нужно использовать силу воли.
Самый первый шаг на пути самопреобразования - осознать, нужно ли мне это?
Для ответа на этот вопрос рассмотрим физическую аналогию. Например, мне нужно поднять что-то тяжёлое. Я пробую это сделать и понимаю, что для этого моих физических сил недостаточно. Можно сделать такой вывод: "Ничего, всю жизнь жил и дальше буду жить так же. Просто не буду поднимать тяжёлых вещей. Мне это НЕ НУЖНО". А можно сделать такой вывод: "МНЕ НУЖНО этому научиться, поэтому я буду обращать внимание на свою диету, заниматься спортом, тренироваться, стану сильным и способным это делать".
И то же самое относится к образу мышления. Мы МОЖЕМ изменить свою систему убеждений и образ мышления, если считаем, что "МНЕ ЭТО НУЖНО".
Для того чтобы понять, нужно вам это или нет, проверьте:
1. Не создаю ли я слишком много мыслей? Многие люди просто не способны уменьшить скорость своих мыслей.
2. Не имею ли я склонность создавать негативные мысли, то есть мысли гнева, раздражения, страха, беспокойства, тревоги?
3. Когда я хочу изменить свои мысли, способен ли я это сделать?
Ответив себе на эти вопросы, я могу понять, находится ли мой ум под моим контролем. Найдутся люди, которые скажут: "Зачем мне это нужно - держать ум под своим контролем, быть способным управлять своими мыслями по своему желанию. Пусть думает, что хочет. Какая разница? Это нормально...". Это - низкий уровень сознания. Это всё равно, что ехать в машине на высокой скорости и говорить: "Машина едет сама по себе. Пусть едет куда хочет..." Тормоза и руль есть, но я не умею ими пользоваться и не собираюсь этому учиться.
Речь не о том, чтобы ПЕРЕСТАТЬ ДУМАТЬ. Речь о том, чтобы НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ скоростью и направлением движения процесса мышления. Как правило, скорость мышления напрямую связана с качеством создаваемых мыслей. Обычно скорость негативных мыслей выше нормы, а позитивных нормальна.
Если мы хотим изменить наш образ мышления, нам нужно по очереди рассматривать наши схемы мышления в стандартных ситуациях и постепенно над ними работать. Именно форма этих схем мышления определяет качество нашей жизни, качество наших взаимоотношений. Если мы не работаем над сознательным созданием этих схем, то они подавляют наше сознание. Тогда именно они, а не наше сознание, определяют нашу реакцию при возникновении стандартных ситуаций.
Итак, самое первое и главное - необходимо осознать, что наш образ мышления определяет наш ХАРАКТЕР, нашу ЛИЧНОСТЬ, а наша личность определяет нашу СУДЬБУ.
Одной из наиболее распространённых в настоящее время схем мышления является схема мышления, которую можно определить как "мысли критики о себе и о других". Это начинается с самого детства: родители критикуют детей, братья и сёстры в семье критикуют друг друга, учителя критикуют учеников... На основе этого в уме создаётся образ. Человек живёт с этим образом. Он критикует себя. Эта энергия критицизма, которую я создаю у себя в уме в отношении самого себя, определяет мой образ мышления. Постепенно этот образ мышления начинает распространяться и на других людей.
Например, ребёнок медлителен по своей природе. Вместо того чтобы объяснить ему правильный метод выполнять работу, родители говорят ему: "Ты очень медлительный. Посмотри, как работают другие... Не могу себе даже представить, что тебя ожидает в будущем...".
Эта информация поступает к ребёнку на той стадии, когда он создаёт образ самого себя. Мы не знаем себя, поэтому создаём свой образ на основе информации, получаемой от окружающих нас людей, которым мы доверяем - родителей и учителей. Ребёнок думает: "Разумеется, они говорят истину..." Когда образ создан, человек создаёт мысли на основе того образа. Каждая создаваемая мысль делает этот образ всё более и более отчётливым.
Чтобы изменить этот образ, нужно посидеть в тишине и просто посмотреть, какие мысли критики я имею в отношении самого себя. Например, я имею в отношении себя такие мысли: "Никто меня не любит... я всё делаю плохо... даже если я очень стараюсь, у меня ничего не получается... никто меня не ценит... никому я не нужен... что я делаю, никому не нужно... все меня игнорируют... все меня отвергают..."
Прежде всего, необходимо БЫТЬ В КУРСЕ, что да, такие мысли время от времени проявляются в моём уме. Значит, это является частью того образа, который я создал в своём уме в отношении самого себя. Быть в курсе - значит обозначить, записать их. Я смогу это сделать, только если я начну задумываться об этом, смотреть на них.
Когда я их записал, изменить их - это очень легко. Самое главное ИХ УВИДЕТЬ, признаться самому себе, что да, такие мысли есть. Многие, возможно, скажут, что это непросто. Однако, главное - начать. Если мы будем над этим работать, мы достигнем положительного результата. Нет ни одной мысли, ни одной санскары, которую мы не могли бы изменить. При условии, что Я ЗНАЮ их и ХОЧУ ИЗМЕНИТЬ их. Для этого я должен знать одного человека - самого себя.
Всякий раз, когда к вам приходит мысль критики о самом себе, запишите её. Напомните себе: "Каждая создаваемая мной мысль углубляет эту черту моей личности". Сейчас родителей учат не критиковать детей, что лишает их силы, а наоборот, наполнять детей силой. Вместо того чтобы говорить: "Ты слишком медлительный, ты никогда не сможешь это сделать", - следует говорить: "Конечно, ты обязательно это сделаешь, делай, старайся, у тебя обязательно получится!" Это наполняет ребёнка силой, позволяет ему формировать в своём сознании возвышенный образ самого себя.
Точно так же, наш ум - это как бы наш ребёнок. Будьте хорошим родителем этого ребёнка. С любовью наполняйте его силой. Если я научусь хорошо, с любовью относиться к этому ребёнку, я буду хорошо относиться и ко всем людям.
Когда я записал эту негативную мысль критики в отношении самого себя, понял, что она наносит мне большой вред, я постепенно начал работать над тем, чтобы её изменить. Это не так, что успех придёт мгновенно. Нужно, не ослабляя внимания к этому, заниматься этим ЕЖЕДНЕВНО. Как только такая мысль приходит, нужно делать три вещи: остановить, проверить, изменить.
Изменить наш критический образ мышления - это очень-очень важно.
Важно также понимать ещё один существенный аспект: если вы говорите: "Я НЕ ДОЛЖЕН был этого говорить или делать", - вы фактически критикуете себя, то есть делаете себя ещё более слабым. Поскольку это - негативная мысль.
Мы можем сказать по сути то же самое, но по-другому: "В следующий раз я поступлю так-то и так-то".
Для положительного преобразования мне нужна сила. Но всякий раз, когда я создаю негативную мысль, я ещё более уменьшаю свою силу. Создавая позитивные мысли, мы наполняем себя силой.
Не может быть такого, что человек критичен по отношению к себе, и не критичен по отношению к другим. Если он ненавидит себя, то он непременно будет ненавидеть кого-то ещё. Если у него есть санскара ненависти, эта санскара будет проявляться в отношении себя и других. Он будет излучать эти вибрации. Его "парфюмерия" будет такого качества. Разумеется, все будут сторониться такого человека, что будет ещё более усиливать его мысли критики в отношении себя: "Меня никто не любит..."
Итак, нам нужно постепенно работать над собой: возникла мысль критики в отношении самого себя, записали её, изменили на положительную.
Второй тип негативного мышления - мысли тревоги: "Будет или не будет... что будет... как будет... вдруг не получится..."
Эти вопросы мы рассмотрим в наших последующих беседах.
Следующий выпуск:
Образ мышления. Тревоги и сверх-контроль (часть 5)
Б.К. Шивани
студент БКВДУ
преподаватель Раджа-йоги
Статьи по теме:
Самоисцеление
От насилия к силе
Искусство ценить себя
Ресурсы в Интернет:
"Awakening With Brahma Kumaris" - выпуски телепрограмм (видео) на английском и хинди.
"Я выбираю доброжелательность" - социально значимый проект.