Духовное развитие личности >> Доклад "Роль Духовности в ценностной ориентации..."
Роль Духовности в ценностной ориентации современной молодежи
Доклад на Международной научно-практической конференции
«Духовность. Общество. Медицина. Социальные вызовы»
(Караганда, Казахстан, 2015 год)
Есть такая пословица: «Думая о настоящем, человек заботится о хлебе насущном, а думая о будущем – вглядывается в лица молодых людей».
Современная молодежь... Какая она?
Люди старшего поколения, видя недостойное поведение подростков, с горечью и упреком говорят: «Ну и молодежь пошла... Мы в их годы не были такими...»
Я глубоко убеждена, что наша молодежь не плохая и не хорошая, а такая, какая она есть. Да и кого винить? Семью? Школу? Все общество? В определенном смысле современная молодежь – это наше общее творение. И вопрос не в том, чтобы найти виноватых, а в том, чтобы, поняв проблему, общими усилиями решить ее.
Проводя исследования в рамках нашего проекта «Достоинство каждого возраста», я часто задаю людям вопрос: «Какое достижение в жизни вы считаете самым ценным?». Ответы бывают разными, но в основном такие: «Материальное благополучие, крепкое здоровье, дружная семья, высшее образование...» И еще ни разу я не слышала такой ответ: «Больше всего я ценю хороший характер». Да, безусловно, здоровье, материальное благополучие и образование – все это необходимые условия для полноценной жизни. Но если мы глубоко проанализируем, то окажется, что в основе всех этих достижений лежит хороший характер, т.е. нравственные ценности: спокойствие, терпение, уважение, целеустремленность... Например, добьется ли успеха человек от природы неуверенный в себе, не способный в нужный момент проявить решительность? Не трудно также представить, какими будут взаимоотношения в семье и на работе у человека высокомерного, грубого и конфликтного, даже если он стал хорошим специалистом в своей профессии. Недаром народная мудрость гласит: «Если утрачено богатство – не утрачено ничего, если утрачено здоровье – утрачено кое-что, если утрачен характер – утрачено все!»
Говоря о роли духовности в ценностной ориентации современной молодежи, важно прежде всего понять, что такое духовность.
Духовность – это высокий уровень сознания, при котором человек, зная о своей двойственной природе, использует это знание в своей повседневной жизни.
В наше время уже для многих не секрет, что природа человека двойственна – душа и тело. О наличии души в теле говорит простой пример. В больницу на скорой помощи привозят пациента. Врач делает все возможное, но безуспешно: человек умирает. И врач говорит: «Увезите тело». После смерти врач уже не использует слово «больной» или «пациент». А что, собственно, изменилось? Из тела ушла некая жизненная сила. Это и есть душа.
Душа – это сознательная энергия, которая по форме напоминает бесконечно малую звездочку. Находится душа в центре мозга, между гипофизом и гипоталамусом, рядом с органами чувств, от которых поступает информация извне. Как водитель машины сидит впереди, где расположены все датчики, рычаги управления, хороший обзор, так и душа находится там, откуда удобнее всего управлять всеми органами тела. Это душа смотрит на мир через глаза, слушает через уши, думает, используя мозг. Душа дарит жизнь телу и выражает себя через тело, а само по себе тело без души не имеет никакой ценности. Итак, первый шаг на пути духовного оздоровления – осознать: я не тело, в котором есть душа; я душа, которая живет в этом теле. Ощущать себя душой, хозяйкой тела – это и есть проявление истинной духовности.
Поскольку душу невозможно увидеть физическими глазами, а тело видимо, мы стали отождествлять себя с телом. Такое узкое, чисто материалистическое представление о себе прочно укоренилось в нашем сознании. Оно породило эгоизм, высокомерие, корысть и потребительское отношение к окружающему миру... При таком низком уровне сознания нарушается равновесие между материальными и духовными ценностями, и человек из хозяина материи превращается в ее раба. Накопление и потребление материальных ценностей становятся смыслом жизни.
Какие ценностные ориентиры предлагает молодежи современное общество? Главный из них – жажда преуспеть и любой ценой разбогатеть. Культ денег настолько вошел в наш повседневный быт, что курс валют стал обязательной новостью, которая сообщается наряду с прогнозом погоды. Через СМИ в сознание людей постоянно вкладывается мысль, что если у тебя нет денег, то ты просто неудачник, что без богатства и секса невозможно быть счастливым. Как же убедить наших подростков, что это – ловушка, попав в которую, человек потом будет чувствовать себя опустошенным и разочарованным? Мы видим, как много молодых людей попали в еще более страшную ловушку алкоголизма, наркомании, сексуальной распущенности – и все это в очень раннем возрасте. Почему так происходит? Основная причина – внутренняя пустота и слабохарактерность. Из-за низкого уровня сознания они не способны контролировать свои эмоции и желания, не могут противостоять провокациям и твердо сказать «НЕТ» своим друзьям и знакомым, когда те предлагают им присоединиться к подобным отрицательным действиям. Чтобы освободиться от отрицательных привычек, человеку нужны мужество, решительность, сила воли, уверенность в себе, умение сдерживать себя и поддерживать свое эмоциональное равновесие. Все эти качества развиваются именно благодаря духовному сознанию.
В действительности порочные наклонности не являются нашей истинной природой. Именно поэтому мы хотим избавиться от них. Изначальные качества любой души: чистота, покой, любовь, легкость, счастье, сила и мудрость. Внутри каждого из нас скрыта дремлющая внутренняя красота. Если человек осознал свою духовную природу, он естественным образом начнет проявлять все лучшее, что таится там, на дне души.
Бытует мнение, что по-настоящему духовные люди – это те, кто отрекся от дома, хозяйства, семьи, удалился жить куда-нибудь в горы или леса и стал отшельником или монахом. Это большое заблуждение. На самом деле нет необходимости куда-то уходить, потому что духовное сознание естественным образом меняет мировоззрение человека и его образ жизни. Глядя на себя и свою деятельность по-новому, человек начинает ценить свое время, свою энергию, уделяет много внимания самоанализу. В результате духовных усилий у него развивается интуиция, самоуважение, сила воли, умение объективно оценивать и контролировать свои мысли, слова, действия, свое эмоциональное состояние и т.д.
Но, конечно, все это приходит не за один день, и этому надо учиться.
Общаясь с молодежью, я сделала для себя очень важный вывод. Когда мы говорим что-то, даже очень правильное, став в позу учителя, это воспринимается как назидания и вызывает раздражение. Если же общение происходит в форме доверительного разговора, эффект совершенно другой. Приведу пример. Недавно я ехала в поезде, и моими попутчиками были студенты. Я предложила им поиграть в интересную психологическую игру под названием «Доброскоп». Игра состоит в том, чтобы выбрать из большого набора карточек одну и внимательно изучить то качество, которое на ней написано. Эти карточки были созданы специально для того, чтобы каждый мог глубже исследовать разные грани добродетелей. Ребята вытянули себе разные карточки: Уважение, Ответственность, Честность… На мой вопрос: «Считают ли они эти качества ценными?», - все они дружно ответили: «Да, конечно». Но когда я попросила их рассказать о том, как они используют эти качества в своей практической жизни, на их лицах появились растерянность и недоумение. Ни один из них не смог ничего сказать, кроме как: «Мы об этом никогда не задумывались». Тогда я им рассказала, какую роль сыграло в моей жизни качество Уважение.
До того, как я начала заниматься духовной практикой, основной причиной неудовлетворенности для меня были взаимоотношения с дочерью. Я была убеждена, что более упрямой и вредной девочки, чем моя дочь, на свете не существует. Вероятно, она подобным образом думала обо мне. Но когда я узнала, что я душа и она тоже душа, когда поняла, что каждая душа уникальна, и у каждой своя неповторимая роль, мое отношение к дочери стало меняться. Я стала приглядываться к ней, и заметила, что она обладает многими достоинствами, которых я раньше не замечала. Я уже не навязывала ей свое мнение, а с уважением относилась к ее выбору. Мое уважение нашло отклик в ее сердце, и мы с ней стали друзьями. На этом примере я рассказала ребятам, как действует в жизни закон кармы, т.е. закон действия и противодействия: хочешь получать уважение – сам проявляй уважение к другим; хочешь, чтобы тебя любили, научись по-настоящему любить. В школе все мы изучали лишь физический аспект этого закона, и назывался он Третьим законом Ньютона. Если бы мы еще в школе глубоко изучали духовные законы и нравственные ценности, то, вместо того, чтобы жаловаться на нехватку любви, уважения и внимания, мы бы задумались: «А умею ли я любить и уважать людей?»
Потом мы с ребятами одно за другим разобрали все качества, которые были на их карточках. При этом я наблюдала за выражением их лиц: в начале нашего разговора их отношение было довольно скептическим, мол «не учите меня жить, лучше помогите материально», а в конце разговора они оживились, и сами стали приводить интересные примеры.
Понятно, что такие разовые беседы с молодыми людьми – это всего лишь камушек, брошенный в озеро ума: может быть кто-то немного задумается... Ведь известно, что воспитание начинается с самого раннего детства.
Совсем недавно родившийся малыш еще не умеет разговаривать, но уже, как губка, впитывает манеру поведения матери: ее интонации, жесты, выражение глаз. Ребенок подрастает, мама рассказывает ему, что он должен быть вежлив, добр, спокоен, но он слышит, как она за закрытыми дверями ругается с отцом. Когда в дом приходят пожилые родственники, он остро чувствует: за ее улыбкой и приветливыми словами стоит одна мысль: «Когда же они, в конце концов, уедут?..» Это знание не было оформлено в словах; ни мать, ни ребенок, быть может, не сознают того, что произошло, но знание было передано – и усвоено! Так, глядя на своих близких, ребенок приобретает знание – как себя вести, как строить отношения с другими людьми, как принимать решения.
Далее, источником знания для ребенка становятся его маленькие друзья, персонажи мультфильмов, герои компьютерных игр. Он идет в школу – объем передаваемых ему знаний многократно возрастает. Однако в общепринятой системе образования основной упор делается на точные науки, а развитию нравственных ценностей уделяется совсем мало внимания.
Есть один известный афоризм: «Посеешь мысль – пожнешь действие. Посеешь действие – пожнешь привычку. Посеешь привычку – пожнешь характер. Посеешь характер – пожнешь судьбу». Весь этот скрытый процесс формирования характера происходит именно в душе. Поэтому без преувеличения можно сказать, что духовность – это основа, т.е. фундамент всех нравственных ценностей. Что будет с домом, если у него нет фундамента? Он неизбежно будет разрушаться. Бесполезно возмущаться: « Наше общество стало таким бездуховным!» Вывод напрашивается сам собой: чтобы заложить фундамент духовности, необходимо с самого раннего возраста формировать у детей духовное сознание и положительное мышление. Затем в школе и других учебных заведениях надо изучать духовные законы и нравственные ценности для формирования сильного положительного характера.
Важно также, чтобы СМИ всегда стремились повышать рейтинг нравственных ценностей, потому что именно эти качества делают человека ценным.
Главное достоинство, которое есть у молодежи – это нерастраченный потенциал и большой энтузиазм. Этот энтузиазм надо направить в нужное русло. Но никто уже не хочет слушать просто красивые слова. Все хотят видеть перед собой живой наглядный пример.
Маргарита Владовская,
педагог-методист,
координатор ЦДР (Новосибирск)
Смотрите также:
Свет Истины
Пусть вечно горит лампада души
Чудо безмолвия