Важность системы ценностей педагога
в эффективном учебном процессе
1. Роль педагога
Адольф Фридрих Дистерверг - известный немецкий педагог 19 века:
"Самым важным явлением в школе,
самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика
является сам учитель.
Он – олицетворенный метод обучения,
само воплощение принципа воспитания".
2. Многие отмечают, что в настоящее время школа перестала быть инструментом воспитания ребенка, сконцентрировавшись на формальном образовании.
Полищук Ю.Д.: Школа сейчас минимально участвует в воспитании. Знания, умения, навыки (ЗУН), или даже компетенции, не относятся к этому. Школа перестала быть основой нравственного, морального воспитания.
Шишкина Н.И.: Страшно, когда доктор не умеет лечить, но также страшно, когда учитель калечит души детей. Очень многое зависит от педагога, от его энтузиазма, творчества. Учитель должен идти со временем в ногу. Развитие личности ребенка будет зависеть от личности учителя.
Прохорова А.В.: Сегодня в школе не хватает воспитания вообще.
Но одна школа не в состоянии решить проблему воспитания без участия семьи. Наверное, выход видится в том, чтобы привлечь семью к участию в процессе воспитания совместно со школой, хотя тут масса проблем и сложностей!
Роль воспитания перекладывается на семью. Между тем не у каждой семьи есть возможность уделять должное внимание детям, особенно когда дети вступают в подростковый период.
Особую значимость приобретают различные формы дополнительного образования: спортивные секции, кружки, хореография, музыкальная школа, а также индивидуальные занятия с преподавателями-репетиторами по отдельным предметам.
3. Преимущества индивидуальных занятий очевидны и их нельзя недооценивать. У преподавателя есть возможность найти индивидуальный подход. Он устанавливает личный контакт с ребенком и уделяет ему полное внимание. Может не только помочь ребенку справиться со сложностями в изучаемом предмете, но и преодолеть определенные психологические трудности.
4. Особенности работы преподавателя-репетитора.
Для того чтобы помочь ребенку в развитии и социальной адаптации, необходимо разговаривать с ним как с личностью, обращаясь к его личному опыту, к его чувствам. Часто родители не находят времени поговорить с ребенком спокойно, терпеливо, с любовью и стараются исправить поведение ребенка с помощью замечаний, приказов, доходя до открытого гнева. Такой подход не приносит ожидаемого результата. Репетитор постоянно взаимодействует с родителями. Преподаватель выступает также в роли психолога и вдохновителя. При индивидуальных занятиях преподаватель-репетитор ищет пути к достижению не только формальных результатов. Ему открыты самые разные методы.
Девиз: «Обучая, я воспитываю, а воспитывая - обучаю!»
5. Новый подход – использование сказок-визуализаций.
Выбирается известная сказка, например, "Золушка", затем ребенку предлагается представить себя главным героем этой сказки и внутренне вжиться в образ. Ребенку дается время подумать и осознать свои ощущения, свои чувства.
Марнета Виегас (автор книги "Relax Kids") является руководителем Детского развлекательного центра и одним из основателей театральной студии "Синее дерево". Каждый год она реализует общественный театральный проект, в котором принимают участие более тысячи детей. Марнета проводит регулярные семинары в Лондоне под общим названием "Relax Kids". В 2004 году она выпустила книгу с подборкой лучших сказок-визуализаций "Relax Kids".
"Сказки затрагивают то, что глубоко скрыто внутри нас - стремление к миру, любви, счастью. С детства мы хотим, чтобы в нашей жизни все складывалось волшебным образом...
Благодаря силе воображения дети способны ясно представить мир удивительных стран, полный новых возможностей, где герои проявляют
свои лучшие стороны.
Сказки затрагивают сердце человека, обращаясь к свойственным нам от природы положительным качествам. Главные качества в сказках – это стремление к миру, любовь и счастье. "
6. Что говорят дети:
Мне нравится представлять себя в роли какого-то персонажа, например, Русалочки, Золушки, Спящей Красавицы, Принцессы на горошине, Феи цветов. Когда плохое настроение или злишься, то эти сказки очень помогают. Больше всего мне понравились сказки "Алиса в стране чудес" и "Русалочка".
Прасковья Титова, 8 лет.
Было очень весело и интересно! Мне очень понравилось. Когда закрываешь глаза, такое чувство, что всё это на самом деле происходит. И это очень помогает расслабиться и успокоиться.
Настя Исаева, 13 лет
7. Сказка преображает!
Какое воздействие оказывают сказки:
* Благодаря сказкам-визуализациям улучшается концентрация.
* Ребенок становится спокойнее, уходит напряжение.
* Развивается образное мышление.
* Улучшаются взаимоотношения.
Концентрация на содержании – внимание к форме. Часто при изучении языка дети не понимают, зачем им что-то нужно сделать или выучить. Кому-то трудно пересказывать тексты, они пытаются всё выучить наизусть. Сказки-визуализации помогают развивать мышление. Когда ребенок представляет себя самого в роли главного героя, ему легче описывать происходящие события. Он автоматически сконцентрирован на содержании, и у него появляется возможность обращать внимание на форму выражения своих мыслей.
В "Золушке" важен момент преображения: когда всё старое преображается в новое и сияющее - словно все старые и ненужные мысли исчезают, после чего ребенок готов воспринимать новую информацию.
8. Визуализация на примере сказки "Волшебный ковер Аладдина"
Закройте глаза, успокойтесь и представьте, что у вас есть волшебный ковер Аладдина. Рассмотрите его поближе: это самый удивительный в мире ковер, сотканный из совершенно особой золотой нити. Ковер очень красочный и поражает своим видом. Посмотрите, какой великолепный орнамент и какие живые цвета!
Усаживайтесь в самый центр волшебного ковра, скрестив ноги. Теперь скажите волшебное слово "абракадабра" - и вы почувствуете, как очень нежно и плавно вы начинаете подниматься над землей. Когда вы решите, что готовы подняться выше, ковер взмоет ввысь. Вы почувствуете, что становитесь все легче и легче - такими расслабленными и спокойными, какими только можете быть.
Небо - это ваш дом. Если вам хочется полетать по облакам, вы можете это сделать. Или можете попросить ковер немного прибавить скорость и лететь вперед. Вы знаете, что можете управлять. Вы можете резко устремляться вниз или вверх, лететь со свистом и гулом, снижаться и вновь подниматься, плавно парить и нежно порхать на этом волшебном ковре. Кисти ковра развеваются на ветру. Ветер растрепал вам волосы. Вы летите навстречу облакам. На этом волшебном ковре вы можете облететь весь мир. Вы чувствуете свежесть, вы словно заново рождаетесь. В любой момент вы можете попросить ковер замедлить скорость и снизить высоту. Вы можете остановиться и полюбоваться прекрасными пейзажами. Быть может, вам захочется зависнуть над пустыней, или снежными вершинами гор, или над лазурным морем. Это - ваш выбор. Почувствуйте себя свободными. Это ваше собственное, совершенно особое путешествие. Вы можете исследовать новые удивительные страны. Вам могут открыться новые возможности. Когда почувствуете, что пора возвращаться, попросите волшебный ковер лететь обратно на землю.
А теперь, когда вы готовы, пошевелите пальчиками на руках и ногах, как следует потянитесь и откройте глаза.
Я - СВОБОДЕН, Я — СВОБОДЕН.
Елена Титова,
слушатель ЦДР, координатор программ,
преподаватель английского и немецкого языков
Читайте также:
Самоуважение
Уважение
7 способов повышения самоуважения