Главная

Центр Духовного Развития

Межрегиональная общественная организация содействия единству цивилизаций, культур и религий

Цели: утверждение идей духовного единства, нравственное оздоровление общества, возрождение общечеловеческих ценностей, духовное и нравственное совершенствование на основе милосердия, доброжелательности, терпимости, уважения и сотрудничества.

Нравственные ценности в образовании

Нравственные ценности в семье и образовании >> Недостающее звено в образовании

Недостающее звено в образовании


Уроки нравственности в процессе сотрудничества родителя и педагога по созданию пространства вдохновения для ребенка.


В наше время различные социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям — формированию их мировоззрения, воспитанию нравственности. Школа, не имея в своем арсенале инструмента, который позволил бы влиять на систему нравственных ценностей учеников, тоже не принимает участие в формировании мировоззрения детей. Что же определяет нравственность подрастающего поколения, Зачастую дети подражают героям сериалов, которые пронизаны агрессией, разобщенностью, насилием.

Иногда звучит негодование старшего поколения по поводу неадекватного поведения подростков: «Чему вас учили?» Но понятно, что их учили алгебре, химии, истории. И не научили тому, как открыть свое сердце, как бескорыстно помогать, как проявлять уважение и заботу, не показали им ценность человеческой жизни и важность нравственности.

Самое большое богатство души – это нравственные и духовные ценности. Нравственные ценности обогащают взаимоотношения между людьми и делают их гармоничными. Они действуют в нашей жизни как направляющая сила, и важно, чтобы они укоренились в душе. Чем больше эти ценности используются в действиях, тем глубже они укореняются и таким образом становятся нашей природой. Человек, обладающий нрав-ственными ценностями внутренне удовлетворён и, общаясь с другими, делает их удовлет-ворёнными. Они делают ценной саму жизнь человека в собственных глазах, в глазах других людей и глазах Бога.

Именно поэтому так важно сейчас дать детям представление о нравственных ценностях, привить им навыки нравственного поведения, не читая нотаций.
Младший школьный возраст — это период жизни, когда закладывается фундамент сознательного поведения, когда возможно усвоение моральных норм и правил поведения, когда начинает формироваться общественное сознание личности. Моральные понятия и суждения младших школьников заметно обогащаются от 1 к 4 классу, становятся более четкими, определенными. Дети 7-8 лет совершают положительные поступки, чаще всего следуя прямым указаниям старших, т.к. хотят и очень стараются быть хорошими. А к 9-10 годам они в гораздо большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны.

Методическое пособие для учителей и психологов «Нравственные ценности» - это развивающая программа для младших школьников. К нему прилагается рабочая тетрадь для учащегося «Волшебный альбом». Курс занятий рассчитан на детей 7-10 лет. Его задача — дать детям представление об основных добродетелях человека (любовь, доброта, бескорыстие, щедрость, решительность, вера в себя, честность, ответственность, терпение, сотрудничество, жизнерадостность, уважение и самоуважение, дисциплинированность и др.) помочь им в осознании связи между мыслями, словами и действиями, обучить положительному мышлению. Курс состоит из 33 уроков. Все занятия проводятся в занимательной, игровой форме. Каждое занятие — приглашение к размышлению, где задача ведущего — оказать помощь детям, помочь им выразить свои чувства и получить свой опыт. Так как дети больше учатся, глядя и наблюдая, и меньше — слушая, личность ведущего играет очень важную роль. Состояние ума, манеры, поведение и каждое его действие прочно запечатлевается в умах детей. Значит, тот, кто берет на себя задачу воспитания нравственных ценностей, должен сам обладать этими ценностями, в противном случае слова, даже наполненные большой мудростью не будут иметь никакого веса, не принесут реальной пользы. Поэтому занятия по данному курсу могут быть успешными, если ведущий сам практикует все, о чем говорит детям.

Приложения к Методическому пособию «Нравственные ценности»:
Интерактивная игра «Характер победителя» - карточки добродететей для детей 5-12 лет;
Интерактивная игра для взрослых «Я выбираю доброжелательность»;
Интерактивная игра для подростков «Обнови формат» (в разработке);
Сборник «Сказки Красивого Сердца» - лучшие сочинения и иллюстрации победителей Международного конкурса детского творчества «Сказки Красивого Сердца»;
«Дерево добродетелей» - картина, наглядное пособие;
Книга «Как стать волшебником» - сборник рассказов;
Книга «Неиссякаемое богатство» - литературная коллекция из 24 добродетелей.


Татьяна Шахновская,
слушатель ЦДР, психолог,
координатор программ
(конкурс "Сказки Красивого Сердца")




Читайте также:
Самоуважение
Уважение
7 способов повышения самоуважения




Центр Духовного Развития, 2011