Главная

Центр Духовного Развития

Межрегиональная общественная организация содействия единству цивилизаций, культур и религий

Цели: утверждение идей духовного единства, нравственное оздоровление общества, возрождение общечеловеческих ценностей, духовное и нравственное совершенствование на основе милосердия, доброжелательности, терпимости, уважения и сотрудничества.








Легкая Раджа йога, ЦДР

Приложение для смартфона, ЦДР




Кто Я?

Книги >> Книга Кто Я? >> Три силы души

Три силы души


Самая вредная привычка, которую мы создали, - это привычка считать себя телом.

У тела, моего инструмента, имеются самые разные органы и системы, выполняющие свои, строго определенные функции. У меня, души, тоже есть три «органа» или, точнее, три силы, свойства или способности. Именно этими тремя свойствами душа принципиально отличается от материи. Они называются «ум», «интеллект» и «санскары».

Сразу заметим, что выражение «органы души» можно использовать лишь условно. Душа — это бесконечно малая точка, неделимая на составляющие. Просто эта точка света, духовная энергия, может проявлять себя по-разному. В одном случае она проявляет себя как ум, в другом — как интеллект. Это подобно тому, как одну и ту же силу — электричество — мы, люди, можем использовать по-разному. Если нам нужно погладить одежду, мы включаем утюг. Если нужно долгое время хранить свежие овощи, мы кладем их в холодильник. И утюг, и холодильник — это электроприборы, питающиеся от сети. Они работают на одном и том же электрическом токе, но функции у этого тока будут разными: в случае с утюгом он используется, чтобы нагревать, в случае с холодильником — чтобы охлаждать.

УМ
Итак, у меня, души, есть способность, или сила, мыслить. Эта моя сила называется умом. Ум создает мысли, чувства, позитивные и негативные эмоции. Радость, страх, удивление, желания — все это ум.

Ум и мозг — не одно и то же. Мысли и эмоции создаю я, душа. А мозг — это инструмент, при помощи которого я эти свои мысли и чувства выражаю.

Здесь на картинке, ум символически изображен в виде волн. Так мы хотим показать, что процесс мышления протекает непрерывно. Не бывает такого, что вы создали одну мысль минуту тому назад, а следующую мысль создадите только через десять минут. Душа не может провести без мыслей ни единого мгновения. Именно в этом красота живого, сознательного существа! Именно это отличает нас от всех материальных объектов — вплоть до самых совершенных современных компьютеров. (Еще раз отметим, что под мыслями мы имеем в виду не только мысли в привычном значении этого слова, но и чувства, эмоции, желания, такие ощущения, как, например, «мне жарко» или «мне холодно», «хочу есть», «устал».

Многие люди неправильно понимают цель духовной практики: считают, что достичь полной власти над собой — это значит убить свой ум, полностью остановить процесс мышления. На хинди это называется даман. Иногда именно это называют самадхи, то есть высшей, заключительной ступенью йоги, состоянием совершенства. Но теперь мы понимаем, что достижение такого состояния было бы подобно духовной смерти. К счастью, душа никогда не умирает, она вечная, и, пока она находится в теле, у нее постоянно будут идти мысли.

Духовная практика раджа-йоги учит нас не останавливать процесс мышления, не душить и не подавлять свой ум, но думать спокойно. Чувства и мысли не должны идти внахлест. Мысль за мыслью — а не мысль на мысль. Мысль — затем пауза, новая мысль — затем еще одна пауза… Это и называется покоем. Покой — это не противоположность активности, движению, веселью. Если вы думаете о чем-то радостном (но опять же «мысль за мыслью») - это тоже разновидность покоя.

Итак, нам незачем делать даман (подавлять свой ум). Нам нужно превратить его в… суман. Суман на хинди — это цветок. (Интересно, что это слово можно разделить на две части: су — возвышенный, хороший, ман — ум.) Нам нужно сделать свои мысли подобные цветам — чистыми, ароматными, притягательными, приносящими всем радость!

ИНТЕЛЛЕКТ
У души имеется и еще одна сила: я могу не только думать, чувствовать, ощущать, но также сравнивать, различать и принимать решения. Эта моя сила называется интеллектом. На картинке ее символизируют весы: интеллект помогает мне взвесить, сопоставить и сделать выбор.

Предположим, вернувшись домой с работы, я планирую, чем бы мне заняться сегодня вечером. У меня есть масса вариантов: посмотреть телевизор, постирать, пообщаться с домашними, послушать музыку… Из всех вариантов, которые предлагает мне мой ум, я выбираю один или несколько. Решение принимаю именно, я, душа. Теперь мы можем сказать точнее: решение принимает интеллект.

Приняв решение, мы действуем, используя физические органы: включаем телевизор или проигрыватель, загружаем белье в стиральную машину, садимся побеседовать…

То есть любое наше действие мы можем теперь разложить на три этапа, три шага.

Шаг первый: у нас возникает целый ряд мыслей и чувств по тому или иному поводу.

Шаг второй: мы выбираем из нескольких мыслей одну.

Шаг третий: мы переносим эту выбранную нами мысль на уровень действия. Однако тремя шагами дело не ограничивается, и это — важнейший вывод, который мы можем сделать лишь после того, как осознали себя душой.

Четвертый шаг: Каждое совершенное нами действие приносит нам определенный опыт. Допустим, я провел вечер, слушая красивую музыку. Кто радовался или ощущал покой, слушая музыку? Я или мои уши?

Я достал из холодильника и съел большое и спелое манго. Кто сказал после этого: «Какая вкуснятина!»? Кто наслаждался вкусом: я или язык? И кто облизнулся даже на следующий день, вспомнив о вчерашнем угощении? Я уже не раз почистил зубы и прополоскал рот, все съеденное давно переварилось. Кто же помнит, что было «вкусно»?

Помнит не тело. Помню я, душа. И эта память — мое третье свойство (еще раз напомним, что первые два — это ум и интеллект). Я, душа, заношу в свою базу памяти впечатления от всех тех действий, которые мной совершались. Точнее, это происходит само собой, автоматически, непроизвольно.

Казалось бы, простая вещь, но нам следует обратить на нее самое пристальное внимание. Вскоре мы увидим, как она связана с теми проблемами, которые мы имеем на сегодняшний день, и как она поможет нам с этими проблемами справиться.

Разберем один практический пример. Ваш маленький сын балуется, капризничает, не хочет браться за уроки. Вы пытаетесь убедить его, что пора посидеть, позаниматься, у него скоро экзамены… - все без толку. Когда ваше терпение иссякает, вы хватаете ремень и… нет, не бьете, но, увидев ремень у вас в руках, ребенок моментально стихает. Ваша угроза испугала его, и он лезет в портфель, достает учебник, и — о чудо! - через пару минут он уже пыхтит за столом, делая домашнюю работу.

Давайте проследим все шаги, которые проделало в этой ситуации ваше сознание (то есть вы сами, душа).

Шаг первый: ваш ум, вероятно, создал целую цепочку мыслей : «Ну когда же он наконец образумится?.. Да как же он не понимает?.. Пообещаю сводить его после экзаменов в цирк… Куплю ему новый велосипед… Надо бы посидеть с ним, объяснить, насколько важно хорошо учиться для его же будущей карьеры… Да что он вообще думает?! Я ему отец или кто?!» Мысли могли быть и другими, но сейчас для нас главное — это то, что их было достаточно много. Среди них были как спокойные, взвешенные, мудрые, так и беспокойные, эмоциональные. Это работал ваш ум.

Дальше на сцену выходит интеллект. Он сопоставляет все пришедшие на ум мысли и пытается выбрать какую-нибудь одну, самую убедительную. Поскольку вы в тот момент находитесь в телесном сознании («я — отец»), самой убедительной представляется мысль: «Задам-ка ему ремня...» Считая себя душой, вы никогда не приняли бы такое решение.

Третий шаг — физический: вы потрясаете ремнем над головой у перепуганного ребенка. Результат достигнут, воспитательные меры возымели действие: ребенок сидит за уроками, чего вы и хотели добиться.

Успех? Вроде бы, успех, но… Есть одно «но» - наш четвертый шаг.

На вас, душе, остался отпечаток совершенного вами действия. Вы запомнили: ремень — это помогает! Спустя неделю вы оказываетесь в аналогичной ситуации: сын опять не хочет делать то, что должен. Например, отказывается наводить порядок в своей комнате.

Неделю тому назад вы, душа, были независимы в том, что касается ваших мыслей и решений. Но сегодня вы уже не свободны. Вы непременно вспомните: в прошлый раз помог ремень! Ваш ум уже не свободен, он ограничен приобретенным опытом.

Неделю назад вы пришли к своему решению после долгих колебаний. Вы понимали, что угрозы, телесное наказание — это нехорошо. Вы уговаривали себя сдержаться, но потом не выдержали. Сегодня вы беретесь за ремень, уже не тратя столько времени на внутренний диалог с самим собой. Ситуация повторяется три, четыре, пять раз — и вы хватаетесь за ремень вообще не раздумывая, точнее — не задействуя свой интеллект. У вас сформировалась привычка, и вы, свободная душа, сами того не заметив, стали ее рабом. Интеллект отключен, ваша память (привычка) диктует вам последующие мысли — вы совершаете то же действие, что и много раз прежде, - и привычка усиливается. Создан замкнутый, порочный круг, разорвать который достаточно сложно.

Повторяя однотипные действия снова и снова, мы создаем привычку. Создав привычку, мы, независимые души, оказываемся ее пленниками, попадаем в оковы.

В этом случае наши реакции на происходящее становятся чисто эмоциональными. Мы перестаем рассуждать, задействовать логику. Наш интеллект как бы парализован, ведь мы долгое время им не пользовались. И какую же группу инвалидности нам тогда назначить? Как ни печально, но большинство людей в мире сегодня принадлежат именно к этой группе инвалидности! Мы действуем импульсивно, поддавшись эмоциям: хотел сдержаться — но повысил голос; хотел серьезно поработать — но потянуло смотреть телевизор; знал, что переедаю, - но пахло так вкусно, захотелось взять побольше…

(Заметим в скобках, что привычки могут быть не только плохими, но и хорошими, но действовать в обход интеллекта, неосознанно, - это все-таки не слишком хорошо. В этом случае интеллект со временем просто атрофируется, каменеет.)

САНСКАРЫ
Все мы — души, вечные, метафизические точки света, и все же каждый из нас уникален, неповторим. В чем именно мы разные? Цикл «мысль — решение — действие — отпечаток» помогает это понять. В зависимости от того, что мы думали, какие принимали решения, какие совершали поступки, каждый из нас создал у себя внутри ту или иную запись. На языке раджа-йоги эта запись называется санскарой.

Введя понятие санскары, мы можем опять возвратиться к вопросу о том, что я, душа, водитель, заберу с собой, когда окончательно оставлю свою «машину».

Давайте посмотрим на иллюстрацию «Цикл мысли — действия».Вертикальная черта делит эту схему на две части. В левой части — душа, то есть ум, интеллект и санскары. Это — я. В правой части — тело. Оно — мое. Придет такое время, когда я оставлю все «мое»: семью, дом, дачу, автомобиль, счет в банке… Что уйдет со мной? Ответ очевиден: мои санскары.

Сделаем принципиальное уточнение: санскары — это не любые привычки, но глубоко укоренившиеся за долгое время. Санскары — это черты личности, особенности характера, это наш темперамент, те свойства, которые мы стали называть своей природой.

Изменить простые физические привычки — дело хлопотное, но в общем-то выполнимое. Уделив этому внимание, мы можем достаточно быстро избавиться, скажем, от привычки грызть ногти или вертеть в руках очки, когда волнуемся. Мы понимаем: эти привычки — не я; они когда-то сформировались, и я могу от них избавиться.

Что же касается санскар, зачастую мы полностью отождествляем себя с ними. Мы говорим: это — врожденное, это — моя природа, такой у меня характер…

Самая вредная привычка, или санскара, которую мы создали, - это привычка считать себя телом. Даже во сне мы не забываем о себе как о теле и ведем себя либо как женщина/мужчина, либо как русский/американец, либо молодой/старик и т. п. Эти сновидения показывают, что ложное представление о себе сохранялось у нас длительное время и пустило глубокие корни. Неудивительно, что сейчас, когда мы узнали, что мы — души, мы снова и снова об этом забываем; сознание души то и дело ускользает.




Центр Духовного Развития, 2011-2019