|
Центр Духовного Развития
Межрегиональная общественная организация
содействия единству цивилизаций, культур и религий
Цели: утверждение идей духовного единства, нравственное
оздоровление общества, возрождение общечеловеческих
ценностей, духовное и нравственное совершенствование
на основе милосердия, доброжелательности, терпимости,
уважения и сотрудничества.
|
|
Кто Я?
|
| |
Книги >> Книга Кто Я? >> Источники и сила знаний
Источники и сила знаний
Проверив и откорректировав то, что я знаю о себе и о мире, я способен изменить свою жизнь к лучшему.
Самый первый источник знаний для нас — это, конечно, наши родители. Совсем недавно родившийся малыш еще не умеет разговаривать, но уже как губка впитывает в себя манеру поведения матери, ее интонации, ее жесты, выражение глаз. Ребенок подрастает, мама рассказывает ему, что он должен быть вежлив, добр, спокоен. Но он слышит, как она за закрытыми дверями ругается с отцом. Когда в дом приходят пожилые родственники, он остро чувствует: за ее улыбкой и приветливыми словами стоит одна мысль: «Когда же они, в конце концов, уедут?..» Он приобретает знание — как себя вести, как строить отношения с другими людьми, как принимать решения. Это знание не было оформлено в словах; ни мать, ни сын, быть может, не сознают того, что произошло, но знание было передано — и усвоено!
Далее, источником знания для нас становятся наши маленькие друзья (с их родителями), персонажи мультфильмов, герои компьютерных игр. Мы идем в школу — объем передаваемых нам знаний многократно возрастает.
Заметим, что под знаниями мы имеем в виду не столько фактический материал по разным учебным предметам (по математике, истории, географии), сколько сведения о природе человека, о смысле его жизни, о ценностях и приоритетах. Эти знания передаются и принимаются незаметно, как бы исподволь, и тем не менее они закрепляются у нас в голове и сердце гораздо прочнее, чем знания по учебным дисциплинам. Допустим, с самого детства меня приучают: человек по своей природе жаден, корыстен. Бабушка говорит: «Не давай свои игрушки Коле. Он заберет их себе, а ты останешься с носом». Мать наставляет: «Не смей заговаривать с незнакомыми людьми, они хотят тебя украсть!». Учитель истории описывает десятки примеров алчности и корысти, присущих, как кажется, историческим фигурантам во все века — и в античном мире, и в средневековье, и в новое время.
«Все люди корыстны» - это знание. И оно будет теперь проявляться в моем отношении ко всем, кто меня окружает: недоверчивый, подозрительный взгляд, замкнутость, осторожность. «Почему это они мне улыбаются? Тут что-то не так...» И вот уже по улицам наших городов ходят тысячи и тысячи людей, избегающих встречи глазами, опасающихся пожелать доброго утра соседу, считающих, что улыбнуться на улице — это неприлично или смешно. Такова сила знаний.
Но здесь есть и повод для оптимизма: выходит, проверив и откорректировав то, что я знаю о себе и о мире, я способен изменить свою жизнь к лучшему!
|
|