|
Центр Духовного Развития
Межрегиональная общественная организация
содействия единству цивилизаций, культур и религий
Цели: утверждение идей духовного единства, нравственное
оздоровление общества, возрождение общечеловеческих
ценностей, духовное и нравственное совершенствование
на основе милосердия, доброжелательности, терпимости,
уважения и сотрудничества.
|
|
Клуб друзей для духовного общения
|
| |
"Но ведь у вас должно быть какое-то мнение по этому вопросу!" - такую реплику мы все слышали во время тех или иных разговоров. Некоторые считают, что, если у вас нет мнения, вы слабый человек, "размазня", и, в какой-то степени, страдаете от недостатка способности убеждать! И поэтому многие из нас с возрастом приходят к убеждению, что всегда надо иметь наготове хорошо сформулированные мнения на случай праздных разговоров за столом, серьезных дискуссий и даже в отношениях с близкими людьми, когда вы чувствуете необходимость "настойчиво выразить свое мнение".
Некоторые люди имеют твердую позицию буквально по каждому поводу из-за страха, что их иначе посчитают интеллектуально пустыми. Других еще в детстве запрограммировали их родители. Некоторые стремятся вызвать реакцию. Есть также много таких, которые искренне верят в необходимость занимать какую-то позицию и иметь точку зрения относительно всего!
Немногие осознают, что стремление выражать свое мнение по каждому поводу - это верный способ заработать себе неприятные переживания, связанные с выражением этого мнения. Почему? Впрочем, если у вас уже есть свое мнение относительно мнений, возможно, то, что следует ниже, покажется вам вызывающим.
Анатомия мнения
Любое мнение обычно состоит из двух убеждений. Первое относится к самому вопросу или теме. Второе - это убеждение "я - прав", в которое может входить и разновидность этого убеждения: "Даже если вы тоже правы, то я все равно более прав!" Но откуда тогда возникают неприятные переживания?
Возможно, не так просто увидеть связь, но привязанность к собственному убеждению, как и любая другая привязанность, вызывает страх потери. Страх обычно проявляется как некая форма ментального беспокойства: "Будут ли они смотреть на это так же как и я, примут ли они мои слова? А вдруг их мнение более глубокое, широкое и более умное, чем у меня? Выиграю ли я спор?" Все эти мысли проскальзывают в уме еще до того, как мы высказываем свое мнение, и во время того. Обычно мы даже не замечаем их! Но, если обратить на них внимание, мы почувствуем, что эти мысли действительно вызывают чувство тревоги.
Одна древняя поговорка гласит: "Можно быть либо правым, либо счастливым!" Человек, который большое значение придает мнениям, как правило, думает, что счастье в том, когда он прав. Такие люди, скорее всего, будут склонны к педантизму, у них будет потребность в самоутверждении и признании со стороны других любым путем. Это признаки эго! Существует восемь причин, из-за которых мы обычно сами делаем себя несчастными, когда делимся мнением, основанном на убеждении. Эти восемь симптомов, о силе которых будете знать только вы сами, осознавая свои чувства в тот момент.
Существуют восемь причин, по которым мы обычно доводим себя до состояния несчастья, когда высказываем мнение, основанное на убеждении. Восемь симптомов, сила действия которых будет известна только вам на основе того, что вы будете чувствовать в тот момент.
1. Навязывание
Когда мы высказываем свое мнение в присутствии других, мы словно пытаемся навязаться другому. Любая форма навязывания обычно влечет за собой сопротивление с другой стороны. На что мы, скорее всего, отвечаем своим собственным сопротивлением. До конфликта совсем недалеко, хотя он и не всегда ярко выражен, даже замаскирован. Обычно это неудачная попытка повлиять на другого, в результате чего в конце концов потребуется «набор инструментов» для восстановления взаимоотношений!
2. Давление
Эмоциональная составляющая, которая сопровождает выражение мнения, – это обычно явный признак того, что нам хочется любой ценой победить в споре! Скорость речи увеличивается, тон повышается, т.к. нам хочется, чтобы другой сдался и признал правильность нашего убеждения! Чем дольше он не поддается, тем сильнее наше внутреннее намерение давить на него. Совсем «неуютный» стиль общения.
3. Контроль
Трудно заметить за собой, что мы пытаемся контролировать других, стараясь убедить их смотреть на всё точно так же, как мы сами. Мы хотим контролировать их восприятие и отношение, что, в принципе, невозможно. Это в высшей степени не разумный способ общения. Иногда мы, возможно, «верим», что мы добились успеха, особенно когда «они» решают согласиться с нами. Но любые попытки «контролировать» внутреннее восприятие и отношение другого человека неизбежно обречены на провал, поскольку это невозможно!
4. Узость
Держаться за какое-то одно убеждение, это значит ограничивать свое восприятие действительности и представление о мире. Мы не даем самим себе увидеть более широкую картину, не даем себе учиться и расширять свои горизонты. Это ограничивает и наши творческие возможности, и способность понимать других. Держаться за какое-то одно убеждение или систему убеждений - это значит носить шоры, одна из которых закрывает ум, а другая – интеллект.
5. Разрыв связи
Мы все знаем, насколько мы стараемся заставить других людей и весь мир вписаться в систему наших убеждений. Если вчера вы подумали о ком-то, что он тупой, то скорее всего и сегодня его поведение и идеи будут казаться вам тупыми, независимо от того, насколько они умны. Предубежденность делает нас ленивыми во взаимоотношениях. Каждый раз при встрече с тем человеком вы будете чувствовать, что у вас с ним нет связи. Почему? Потому что у вас нет отношений с людьми, а есть лишь отношения с вашими убеждениями относительно людей. Багаж своих созданных вчера убеждений о людях, мы переносим на общение с ними сегодня. Не очень-то интересный метод строить взаимоотношения.
6. Закрытость
Привязанность к чему-либо означает, что мы замыкаемся на объекте привязанности. Это значит действовать вопреки своей истинной природе, т.е. быть открытым и свободным. В контексте мнений мы замыкаемся на своем убеждении. И саботируем свои интеллектуальные способности. Убеждение становится основой для зафиксированного набора установок и мыслей, которые откладываются в памяти и при случае снова могут всплыть. Общаясь с кем-то, мы можем быть открытыми и непринужденными, но достаточно лишь слова или фразы, чтобы всколыхнуть в нашем сознании определенные воспоминания – и вот с языка уже слетает сформулированное на основе убеждений мнение, обычно сопровождаемое бурными эмоциями. И вдруг мы закрываемся. А люди недоумевают, видя нашу непоследовательность в отношениях.
7. Страх
Все споры возникают из-за двух или более людей, каждый из которых чувствует угрозу своему «я». Их привязанность к своему убеждению гарантирует то, что все убеждения других людей они будут воспринимать как личные угрозы. Это коренная причина межличностных и международных конфликтов: будь то за обеденным столом или за столом переговоров! В результате чувство страха охватывает весь мир.
8. Застой
Когда вы держитесь за какое-то убеждение о ком-то или о чем-то, вы противоречите изначальному смыслу жизни. Каждый из нас – это энергия жизни, энергия сознания. Каждый из нас – сознательное существо, и наша истинная природа не подразумевает того, чтобы цепляться за что-то или в чем-то «застревать». Это останавливает поток нашей жизни, поток сознания. Заметьте, что каждый раз, когда вы создаете какое-то убеждение и держитесь за него, сознательно или подсознательно, ваша энергия, т.е. вы сами, застывает в той ментальной форме, которую вы придаете своему убеждению. Иногда это может длиться несколько мгновений или несколько часов, а иногда – в течение многих лет!
Потом мы тратим свое время на то, чтобы метаться среди своих убеждений, подобно белке, прыгающей с ветки на ветку. Каждый раз, когда мы приземляемся на старое убеждение, мы принимаем его форму и не даем своей энергии свободно течь. Мы ставим старые пластинки, которые всё время «заедают»! Но это нам знакомо и, возможно, в глубине души, мы чувствуем, что нам так удобно. Это дает нам ложное ощущение поддержки. Некоторые говорят, что религиозные убеждения действуют подобным образом. Убеждение воспринимается как данность – возможно, это объясняет, почему на протяжении всей истории в мире происходит так много конфликтов на религиозной почве.
Есть разница между мнением и точкой зрения. Представьте двух людей, которые находясь в нескольких сотнях метров друг от друга смотрят на одну и ту же скульптуру. Поспросите каждого описать, что он видит, и вы услышите совершенно разные описания. Они же смотрят с разных точек! Чья точка зрения правильная? У кого правильное описание? Ни у кого! Это просто разные точки зрения. Не так, что одна правильная, а другая неправильная. Это относится вообще к жизни, но, конечно, не дает нам права идти и делать все, что мы захотим (это уже отдельная тема)!
Еще один пример. Один человек говорит, что температура на улице 20 градусов, а другой утверждает, что 15. Потом они оба смотрят на термометр и видят, что тот показывает 19. Никто из них не был прав или неправ, они просто были неточны в своих оценках. Что касается "материальных вопросов", они все как "температура на улице". Но по привычке люди часто попадают в эту ловушку "правильно-неправильно".
Однако внутри нашего сознания нет дуальности или полярности. Нет правильных или неправильных мыслей. Есть просто... мышление. Это просто мысли. Природа мыслей - свободное течение. Наши мысли - это наше первое творение, проявление нашего творчества. Если мы позволим им течь, подобно воде, мы обнаружим, что наше мышление станет более точным, поскольку мы будем открыты для новых точек зрения как изнутри, так и снаружи! Но как только наши мысли принимают форму убеждения, и мы начинаем держаться за это убеждения, поток останавливается. Мы перестаем быть в нашем естественном состоянии потока. Подобно стоячей воде мы застаиваемся и, возможно, начинаем даже "ментально пахнуть", если можно так сказать! В любом случае мы это почувствуем!
Если мы привыкаем быстро давать оценки и судить, какие у людей мысли и убеждения - правильные или неправильные, хорошие или не хорошие, это развивает привычку судить самих людей - хорошие они или не хорошие. Это ловушка, в которую нас учили попадать. Но это еще и та ловушка, в которой мы начинаем чувствовать себя несчастными. Тогда добавляется еще одно "неточное убеждение": я чувствую себя несчастным из-за них. На самом деле, не из-за них, и "они" никогда невиноваты. Неприятные и несчастные чувства я испытываю только из-за особенностей своего мышления и своих убеждений.
Итак, какая же разница между мнением и точкой зрения? Можно записать такую формулу:
Мнение минус привязанность к убеждению равняется точке зрения!
Когда уходит привязанность к убеждению, тогда то, что считалось «твердостью» мнения становится «гибкостью» точки зрения.
Когда у вас есть точка зрения, вы осознаете, что она не единственная. Вы осознаете, что у каждого своя точка зрения, потому что все смотрят со своих позиций! Это очевидно, когда мы смотрим на что-то в этом мире физическими глазами. Но это уже не так очевидно, когда речь о том, чтобы смотреть на то, что внутри, что существует в нашем уме. Возможно, мы даже говорим одни и те же слова, описывая одно и то же, но у каждого из нас создается свое собственное восприятие и каждый вкладывает разный смысл в одни и те же слова.
Многое влияет на формирование смысла, в том числе память, опыт, убеждения, настроение и наши личные желания. Мы можем изменить свое физическое местоположение, поменяв место, с которого мы смотрим на что-то. Точно так же мы можем изменить свое внутреннее восприятие, если мы открыты для других точек рения. Некоторые называют это учебой, другие – гибкостью, кто-то говорит, что это открытость, в то время как другие считают это здравым смыслом!
Реальность жизни заключается в том, что вокруг нас в этом мире все постоянно меняется. То же самое относится и к нашему внутреннему миру, к миру нашего сознания. Меняется образ мыслей, восприятие, внутреннее отношение. Жизнь неизбежно призывает нас к открытости, к тому, чтобы не держаться за какое-либо мнение или убеждение. Открытость и гибкость – фундамент жизни, полной мудрости и откровений. Возможно поэтому мы часто и встречаем мудрейших из мудрецов за пределами какой-то определенной «системы убеждений»!
Главный вопрос.
Многие верят, что надо иметь убеждения в отношении самого себя, иначе говоря – верить в себя. Если нет веры в себя, то не будет и развития. Сейчас так много книг, семинаров и экспертов по личностному росту, которые учат людей, как повысить веру в себя, или уверенность в себе. Многие утверждают, что благодаря таким тренингам они обрели новые силы, поверив в себя. Многие изменили направление своей жизни, инвестировав время и энергию в укрепление веры в себя. Однако хочется поделиться двумя интересными наблюдениями, над которыми, возможно, стоит поразмышлять.
Что лучше – верить в себя или знать себя?
Часто (если не всегда!) мы «верим», потому что знаем. Тогда это короткий путь к тому, чтобы ошибочно принимать веру за знание! Мы верим, что на улице идет снег, потому что кто-то сказал нам об этом, но мы не знаем этого, до тех пор пока сами не выйдем на улицу и не увидим своими глазами, не потрогаем и не почувствуем сами. В таких ситуациях мы создаем убеждения, об истинности которых не знаем сами. Но когда мы «знаем», у нас уже нет необходимости верить в убеждения. Я не верю в то, что могу написать статью, я знаю, что могу. Я не верю в то, что могу заварить чай, я знаю – я могу.
Вера может вывести вас на сцену перед тысячной аудиторией. Благодаря вере у вас появится мысль «Я могу выступать перед публикой!» Но вы никогда не узнаете - до тех пор, пока действительно не начнете выступать. Многие скажут: «Вы знаете, мне кажется, я могу выступить с речью». Но глубоко внутри они будут сомневаться в этом. Именно эти сомнения съедят уверенность, и другие заметят это – особенно это будет видно на сцене! Возможно, это напоминает нам о том, что одной уверенности недостаточно. Конечно, это придает нам мужества, но не заряжает нас энергией полностью.
Уверенность, основанная на одной только вере, всегда будет уязвимой и шаткой. Если же уверенность основана на знании, то это уже качественно другой уровень. Разве мысль «Я верю в себя» не говорит «Я пытаюсь найти в себе мужество, чтобы пойти на риск и проверить, на что я способен»? Когда мы идем на риск и действуем, то мы в результате получаем «знание». Тогда вера в себя уже не так важна! Но мы забываем то, что знаем о себе, уходит сила уверенности – и тогда мы снова пытаемся вселить в себя уверенность.
Кстати, кто именно верит в вас, когда вы говорите об уверенности в себе? Считаете ли вы, что существуют два ваших «я»? Одно «я» верит в другое «я» или вы знаете, что вы только один? Когда вы осознаете, что есть только одно «я», не становится ли уверенность в себе абсурдным понятием?
Вопрос: Возьмите лист бумаги и запишите имена трех самых близких вам людей, а также имена трех людей, с которыми у вас не получается складывать хорошие взаимоотношения. Затем запишите по два убеждения о каждом человеке.
Для размышления: Запишите, когда у вас в первый раз возникли такие убеждения в отношении этих людей. Затем спросите себя: Действительно ли ваши убеждения отражают суть тех людей? Не мешают ли ваши убеждения вам увидеть в людях что-то иное?
Для практики: В течение последующих нескольких недель попросите каждого из этих людей назвать два убеждения, которые у них есть в отношении вас! Старайтесь с ними не спорить! Просто выслушайте, отойдите и поразмышляйте, но только не слишком много!
По материалам Майка Джорджа “Clear Thinking” (Чистое Мышление)
Предыдущее: Не делайте из мухи слона!
Следующее: Не судите других
|
|