|
Центр Духовного Развития
Межрегиональная общественная организация
содействия единству цивилизаций, культур и религий
Цели: утверждение идей духовного единства, нравственное
оздоровление общества, возрождение общечеловеческих
ценностей, духовное и нравственное совершенствование
на основе милосердия, доброжелательности, терпимости,
уважения и сотрудничества.
|
|
Нравственные ценности в образовании
|
| |
Творческая Лаборатория «Вместе строим Новый Дом!»
Совсем недавно меня пригласили в гости в прекрасную семью моей маленькой ученицы. Я не ожидала, что соберётся много народу. Мы стали пить чай. Завязалась беседа.
Как всегда в компании зрелых людей, разговор зашёл о проблемах воспитания.
Говорили, что мы живём в беспокойном мире, мире, который остро нуждается в возвращении нравственных ценностей.
Дети – наше будущее, они живут рядом и зорко наблюдают за нами, взрослыми, стараясь подражать во всём.
Ни для кого не секрет, что в обществе ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу.
Видимо, пришло время, и люди стали понимать, что сейчас очень важно и просто необходимо формировать в детях такие качества, как доброта, милосердие, отзывчивость, терпимость, доброжелательность, уважение к себе и окружающим.
Важно позаботиться о том, чтобы с самого младшего возраста ребёнок знал: что такое «ХОРОШО» и что такое - «ПЛОХО».
Как без назидания научить ребёнка быть сердечным и заботливым? Как привить чуткость и мягкость в обращении к старшим и сверстникам? Ведь как сказал поэт: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести!»
Мы начали размышлять на эту тему. И чтобы каждый из присутствующих смог извлечь пользу из общения, я предложила поиграть в игру.
Давайте, создадим творческую лабораторию, где каждый смог высказать своё мнение. Мы будем созидать модель новых взаимоотношений, может быть новых правил в семье. Давайте, попробуем построить новый дом, ДОМ ДОБРОТЫ, дом, наполненный красотой, любовью и счастьем. Это будет Дом Чистого Любящего Сердца. А детям в саду мы обустроим место для художественного творчества в беседке. Они при помощи любых изобразительных средств, представят нам свой проект ДОБРОГО ДОМА. Все дружно согласились.
А что такое доброта? Со всех сторон посыпались ответы. Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление поступать милосердно. Добрый человек всегда желает другому человеку самого хорошего, он не думает только о себе, он заботится об окружающих и не создаёт хаоса вокруг. Доброта воспитывает вежливость, гуманность, человечность и порядочность. Чтобы выработать в ребёнке доброе отношение к людям, надо посоветовать ему начать с малого.
Например, уступить место в автобусе пожилому человеку, помочь маме нести тяжёлую сумку, защитить малыша, никогда не допускать грубости, помогать в школе отстающим ученикам.
Жить по законам доброты - так красиво! А ещё добрый всегда готов простить обидчика, он способен дарить людям радость. И как же взрослым, умудрённым жизненным опытом людям, надо контролировать каждое сказанное слово, каждый свой поступок! Для этого необходимо развивать в себе внимание, самоконтроль и осознанность. Стараться оценивать только себя, не смотря на других, помня, что на меня постоянно смотрят глаза ребёнка. Да, воспитание своим примером – это, пожалуй, - главное для молодого человека.
Хозяйка дома внесла в наш ПРОЕКТ своё обязательство: «За доброе отношение и послушание чаще баловать внучат пирогами». Дедушка пообещал детям новые качели при условии, что его столярный инструмент будет иметь только одного хозяина. Мама сказала, что пересмотрит свою чрезмерную требовательность к детям и будет им читать сказки на ночь. Папа долго молча слушал, а потом улыбнулся: «Раз всё по-новому, завтра едем на аттракционы в город. Давно детям обещал».
Я смотрела, как шуточная игра преображала всех. Как розовели щёки у детей, которые рисовали, плели браслетики, лепили из пластилина.
Все пришли к выводу, что очень увлекательная эта творческая работа - внесение добра в жизнь!
Я рассказала о силе добрых пожеланий. Доброжелательность - очень большая помощь и поддержка в любом деле. Допустим, человеку предстоит выполнить какую-то ответственную задачу. А я своими добрыми пожеланиями вдохновляю и поддерживаю его. Тогда я вселяю в него уверенность и силу, мужество и твёрдость, чтобы даже невозможное стало выполнимо. К нему приходит решительность и, как правило, задача успешно выполняется! Но в нашей жизни есть и такое, когда кто-то переживает очень трудные времена, когда недостатки и слабости выходят на поверхность и оказывают на него отрицательное влияние. Человек и сам это остро чувствует, но ничего с собой поделать не может. Он становится трудным в общении и начинает винить во всём других.
Здесь-то и понадобится ваше понимание и доброжелательность, и вы, сохраняя веру в эту душу, поддержите её, осознавая, что у этого человека трудный период жизни, ему сейчас непросто, а я сейчас более сильный, и мои чистые чувства передадутся ему через вибрации, идущие от меня. И душа справится со своими слабостями.
Но есть люди, которые по какой-то причине совсем не питают ко мне дружеских чувств. Они распускают сплетни обо мне, осуждают меня, всячески противостоят мне. Что делать тогда в этой непростой ситуации? Возможно, это очень сильно ранит и глубоко тревожит меня. Но и с этими мыслями и чувствами можно справиться, только в эту минуту надо постараться уберечь себя от критицизма и беспокойства. Сначала нужно искренне вникнуть в суть такой недоброжелательности и посмотреть, может быть, критика справедлива? А если ошибки не сделано, тогда подумайте: чему меня может научить эта ситуация? Может быть такое обращение – это толчок к развитию какого-то недостающего у меня положительного качества? Может мне недостаёт доброты, любви или умения прощать? Только в щедром сердце нет места ни для чего отрицательного. Поэтому очень важно зажечь свой внутренний свет понимания и добра к людям! Главное – постоянно и осознанно вести эту внутреннюю работу: наблюдай и преображайся. И постепенно всё вокруг тебя будет действительно преображаться: и люди, и природа, и взаимоотношения.
Так, за поиском истины, мы засиделись допоздна. Встреча получилась очень содержательной.
Пока шла эта дружеская беседа, дети, а к ним позже подключились и взрослые, вместе создали целую галерею художественных работ. Они были наполнены красотой жизни – ДОБРОТОЙ.
Людмила Реверсова,
педагог,
слушатель ЦДР
|
|