Празднование Дипавали
Дипавали – праздник света и победы добра над злом. В Индии этот праздник
является одним из самых любимых и отмечается как Новый год – с большой пышностью.
Слушатели ЦДР тоже очень любят Дипавали, ведь этот день напоминает о совершенном
состоянии души, когда внутри не остается никакой темноты и никакой нечистоты.
В день Дипавали особо почитают Лакшми, богиню богатства. В Индии свято верят, что она
может посетить дом только в том случае, если хозяева навели идеальную чистоту! Кроме
Лакшми, почитают ещё Ганеша, бога мудрости, покровителя студентов и бизнесменов.
Мудрость – это самое важное богатство, ведь без неё любое материальное богатство
теряет свою ценность.
В Индии поклоняются самым разным богиням – их там великое множество и у каждой
богини свои особенности. Это память о тех, кто помогал Богу рассеять тьму невежества,
когда весь мир погрузился во мрак. Названий богинь много, но на самом деле это одна
богиня Шакти, которая символизирует материнское начало и имеет много разных форм:
есть форма Лакшми (воплощение достижений), а есть форма Дурги (защитница от всех
видов зла).
Совершенно не случайно за один месяц до Дипавали
празднуют ещё один очень популярный фестиваль –
Наваратри (Девять ночей), когда особо почитают
богиню-защитницу Дургу в девяти разных формах. Есть
легенда о том, что Дурга победила демона Махишу,
который изгнал богов с небес и захватил власть над
миром. Демон – это символ пороков. Битва между
Махишей и Дургой продолжалась девять суток, и за это
время Дурга принимала разные формы. Мы решили
немного познакомиться с ними, ведь каждый образ имеет глубокий духовный смысл и
преподносит какой-то урок.
НАВАРАТРИ – ДЕВЯТЬ НОЧЕЙ БИТВЫ ЗА СВЕТ
1. Шайлапутри - «Дочь горы»
Это символ начала духовного пути. Скала – прочное основание. Вершина горы – символ
цели: достижение устойчивого возвышенного состояния.
Как непоколебима скала, таким же устойчивым должно быть и
внутреннее состояние духовно просветленного человека. Гору
невозможно покачнуть. И таким же образом человека,
обладающего духовной силой, невозможно вывести из состояния
равновесия. Он останется невозмутимым при хвале и хуле.
2. Брахмачарини – «Следующая за Брахмой».
Символизирует преданность Богу и готовность к отречению ради Божественной
Любви.
Эта богиня совершает суровую аскезу, терпит жару и холод, не ест
и не пьет, но в итоге достигает своей цели. Она облачена в белое
сари, а белый цвет в Индии символизирует божественное духовное
рождение. Он является также символом чистоты и непорочности.
3. Чандрагханта – «Устрашающая демонов звуком колокольчика».
Символизирует веру в себя и пробуждение внутренней силы.
История про эту богиню учит верить в себя и свой потенциал, верить в то, что Бог никогда
не оставит нас без поддержки. Его самая большая поддержка – в
том, что Он дает нам вдохновение разглядеть в себе безграничную
внутреннюю силу. Вызовы в нашей жизни возникают, чтобы
проявить наш полный потенциал. Когда мы прилагаем духовные
усилия и обращаемся к Богу от всего сердца, мы непременно
обретаем божественное вдохновение, что проливает свет на наш
путь и указывает нам правильное направление.
4. Кушманда – создательница мироздания, богиня Космического Яйца.
Символизирует счастье и гармонию.
Эта богиня сияет золотым светом. Считается, что Кушманда сидит
прямо в сердце солнца и руководит им. Это память о том, что душа
– центр нашей собственной вселенной. Когда душа занимает своё
почётное центральное место, когда она почитается как богиня,
тогда и возвращается мудрость, добродетели, все силы и
способность принимать правильные решения. Наша внутренняя
Вселенная наполняется сияющим золотым светом и в нашем мире
наступает гармония!
5. Скандамата – «мать воина Сканды», олицетворение материнской заботы и
защиты.
Символизирует посвященность и материнскую любовь без
привязанности.
В этой форме Дурги прославляется материнское начало и качества
матери, которая воспитывает достойных детей, способных
приносить благо миру, ответственно выполняющих свою миссию.
Но Скандамата даёт урок: надо уметь отпускать своих детей,
осознавая их миссию, и не мешать им идти предначертанным путем. Таким образом,
Скандамата – это образ материнской любви и жертвенности. Мать в любом случае
приносит себя в жертву ради детей, а высшее проявление жертвенности – принести в
жертву свою привязанность и не терзаться из-за переживаний за ребенка.
6. Катьяяни – дочь мудреца Катья, олицетворение любящей дочери.
Она известна как Богиня-воительница. Это та форма Дурги, которая убивает
демона.
Одной из аватар Катьяяни является Деви Канья Кумари — Богиня-
девочка, смягчающая сердца и очищающая сознание от жестокости
и агрессии, вызывающая слёзы любви и умиления даже из камня.
Традиции почитания девственниц-кумари связаны с этой
божественной формой.
7. Каларатри – разрушающая невежество, рассеивающая тьму.
Имя переводится как Черная ночь или Ночь смерти. Это самая
страшная форма богини. Она учит нас не бояться самих себя.
Иногда мы не знаем своих слабостей, но нужно быть готовыми
увидеть свою самую неприглядную форму – только тогда можно
победить зло в себе. Гнев богини обращен именно на борьбу со
злом и нечистотой.
8. Махагаури – абсолютно светлая.
Символизирует чистоту, покой и умиротворение.
Само ее имя означает «светлая или яркая в высшей степени». Она
является воплощением чистоты и вдохновляет всем своим
образом на стремление к высшим достижениям. Её образ служит
напоминанием, что именно через непоколебимую веру и
внутреннее очищение человек может достичь просветления.
9.Сиддхидатри – дарующая сверхспособности.
Символизирует просветление, высокий уровень сознания и божественную силу.
Это не оккультные или мистические силы, связанные с нечистыми
мотивами, а именно божественный дар – та сила, которая может
быть использована только на благо.
Сверхъестественные способности, о которых идет речь, относятся
не к физическому измерению, а к сфере сознания. Когда сознание
человека достигает высокого уровня, сравнимого с уровнем
божественного сознания, тогда и можно говорить об обретении
сиддхи.
После рассказа о богинях под индийскую песню «Вандей матерам!», что в переводе означает «Слава матерям!», на сцену вышли
живые образы - матери-шакти и подарили вдохновение и духовную силу не только всем, кто находился в зале, но и всему миру. Ведь
для чистых мыслей и устремлений не существует границ.
Слова другой песни на хинди в исполнении слушателей ЦДР перенесли в запредельное,
напомнив о том, что все мы души, сознательные звезды, искорки света. Наш изначальный
дом – Мир света, где нас ждет наш Высший Отец, Отец всех душ.
Лакшми с Ганешей тем временем наблюдали за праздником. Они не могли
не прийти в такое светлое место, где каждая душа излучала свет любви и радости.
В завершение программы старшие учителя сказали вдохновляющие слова
поздравлений и всем вручили подарки и открытки с благословениями. Но самые главные подарки – невидимые: это свет
чистых чувств и добрых пожеланий из сердца. Этот свет естественным образом
начинается струиться из глаз и проявляться в действиях, когда душа наполняется светом
любви Бога. Именно Его Любовь преображает сердца людей, рассеивая мрак. Тогда и
наступает истинное Дипавали – Золотой век для всего человечества.