|
Центр Духовного Развития
Межрегиональная общественная организация
содействия единству цивилизаций, культур и религий
Цели: утверждение идей духовного единства, нравственное
оздоровление общества, возрождение общечеловеческих
ценностей, духовное и нравственное совершенствование
на основе милосердия, доброжелательности, терпимости,
уважения и сотрудничества.
|
|
Необходимый настрой ума для устойчивого развития
|
| |
Экология человека и природы >> Необходимый настрой ума для устойчивого развития
Настрой ума для устойчивого развития
Выступление Б.К. Джаянти,
Глобал ритрит центр, Оксфорд,
Великобритания, май 2010 года
Духовность научила меня тому, что невозможно изменить что-то, просто бросив клич «давайте это изменим». Для этого надо заглянуть в себя и посмотреть, что я могу изменить в своем внутреннем мире, чтобы внести вклад в изменение ситуации в мире к лучшему. Подобным образом, и устойчивое развитие — это нечто большее чем просто планирование городов, строительство жилья и т.п. Оно включает в себя сразу три фундаментальных уровня: поддержку себя как личности, поддержку взаимоотношений и поддержку жизни в обществе в целом.
Уважение
Итак, сначала надо найти время заглянуть в себя, сформировать правильное понимание, отношение и осознание. И лишь потом можно начинать думать о том, как вести устойчивый образ жизни и как создать устойчивый мир.
Чем я могу поддержать себя как личность? Первое, что приходит на ум, это слово «уважение». Если я ценю и уважаю себя, я смогу поддержать себя. Развивая в себе эти качества, я буду проявлять больше уважения к окружающим, что будет вкладом в устойчивость наших отношений.
Вы когда нибудь были свидетелями, или у вас самих был опыт отношений, в которых явно недостает уважения? Любовь приходит следом, но сначала надо научиться уважать. Только так я смогу узнать человека лучше, и, возможно, полюбить. Этот уровень уважения в дальнейшем переходит в уважение не только к отдельным личностям, но к обществу в целом, поскольку приходит вера в силу взаимодействия.
Энергия совместного действия существенно выше, чем когда я действую в одиночку. Десять человек, работая вместе, могут за три часа получить отменный результат. Я же могу трудиться тридцать часов сам по себе и даже не приблизиться к тому результату, который будет получен сообща. Уважение к совместным действиям, к обществу как единому целому, безусловно, лежит в основе будущего прогресса.
Уделяя внимание концепции уважения и развивая в себе это качество, мы начнем думать не только о ближайшем окружении, но о мире в целом, обо всей планете. Задайте себе вопрос: «Насколько мы уважаем этот дом, предоставленный нам для жизни?» Мы не создавали его, он был нам дарован. Космонавты, увидев его со стороны, описали этот дом как драгоценную голубую жемчужину, единственную известную нам до сих пор голубую жемчужину … и это бесценное место — наш дом.
Мне как жителю этого дома нужно задать вопрос лично себе: «Насколько я уважаю свой дом, забочусь о нем, посвящаю себя ему? И способен ли я уважать все формы жизни, живя в этом доме, на моей планете?»
Хочется сказать, что медитация — это один из лучших способов поддержания на должном уровне всех трех аспектов устойчивого развития. Мне будет легче поддерживать мир вокруг, если я начну с себя, с создания правильного настроя ума, что в конце концов просто означает взять на себя ответственность за всю планету.
Если я буду считать, что за то, что происходит с нашим миром, ответственны другие: «как они такое допустили; они не должны были этого делать; почему они такое делают и т. п.», — я не смогу внести никакого вклада в реальные перемены к лучшему. Но если, остановившись на мгновенье, я спрошу себя, какую роль я должен в этом сыграть, то я смогу увидеть, что на мне тоже лежит ответственность за помощь в создании лучшего мира.
Стремление покорить материю
Побывав в разных странах мира могу сказать, что более всего поражает неравенство. Оно быстро растет без каких-либо тенденций к уменьшению. Я убеждена в том, что изменить ситуацию способны не планы правительств, а перемены в сознании людей. Если поменять настрой ума с «горячих голов» и «холодных сердец» на «теплые сердца» и «прохладные головы», то есть проявить сердечность и рассудительность, разница будет огромная.
Неравенство в наши дни уходит корнями в потребительское отношение. Оно буйно распространяется и существует не только среди элиты, но и среди бедноты. Я видела стихийно возникшие поселения в развивающихся странах с цветным телевидением. Это было неожиданно и удивительно.
Материализм имеет самое прямое отношение к таким вещам как потребительство, изменение климата, истощение ресурсов. Нет необходимости в дальнейшем перечислении. На эту тему проведено множество исследований и все это хорошо известно. Но я хочу связать слово «материализм» с другим явлением. Материализм очень тесно связан с материей.
Человек, вместо того чтобы воспринимать жизнь как сотрудничество и взаимодействие, стремился покорить материю, что привело к печальному положению дел. В результате такого отношения мы оказались рабами материи, в частности той материи, из которой состоит наше тело. Делая попытку покорить материю, я оказываюсь в подчинении у своих органов чувств, и мной правит желание удовлетворять свои потребности. То есть материализм и стремление покорить материю заставили меня позабыть свой внутренний мир и позволили той самой материи овладеть моим сознанием и править моим умом.
Как пробуждается сознание
Решение проблем материализма — в пробуждении человеческого сердца, в пробуждении сознания, так, чтобы я смог понять, что счастье, которое я ищу, не в новом доме, автомобиле или телевизоре. Что найти его можно, заглянув в себя.
Я не имею здесь ввиду некие абстрактные вещи, типа сидеть в медитации, уединившись ото всего и ото всех. Я говорю о практических и очень необходимых в нашем мире вещах. Скажем, такой, как простота, то есть способность сократить свои персональные потребности так, чтобы уменьшить свой «углеродный след», чтобы суметь найти источник счастья внутри себя, став независимым от внешних вещей.
Как только мы обнаружим в себе настоящие сокровища, наше сердце откроется, мы станем великодушными и способными делиться с другими. Мы поймем, что эти вещи в действительности нам не принадлежат. Мы находимся здесь в данный момент и можем позаботиться об этих вещах, но они существуют и для всех остальных тоже. Я верю в то, что такие перемены способны преобразить общество. Это те перемены, которые происходят в нашем внутреннем мире, и по мере того как они происходят в нас, ими можно делиться с окружающим миром.
В завершение хочется поделиться опытом участия в Саммите мира тысячелетия в ООН в 2000 году. Тогда в ООН впервые были приглашены духовные и религиозные лидеры. Когда все собрались вместе, то в один голос говорили об одном; все повторяли историю о том, что у нас сейчас больше материальных ресурсов, больше технологий, больше информации, больше денег и т. п., но проблемы в мире множатся во всех областях. На саммите мы пришли к заключению, что только изменение человеческого сознания способно улучшить ситуацию. Для меня это был очень значимый момент: политический орган пришел к пониманию того, что необходимы перемены в сознании. Но сознание не изменишь всеобщим указом. Оно может измениться, лишь когда я сам приду к такому осознанию.
|
|