Этапы формирования коллектива
План урока
1. Четыре фазы формирования коллектива
2. Различные способы обучения и самовыражения
3. Равновесие ума и сердца, размышления и действия
4. Преимущества и недостатки различных стилей усвоения информации
5. Признание различий
Практические задания
Ответьте на вопросы.
1. На основе приведенного ниже описания фаз формирования коллектива постарайтесь определить, в какой фазе в данный момент находится ваша организация, коллектив, семья.
2. Обратите внимание на то, что вам больше всего нравится в поведении окружающих вас людей и что вас быстрее всего выводит из себя.
3. Обратите внимание на себя и подумайте, к чему у вас больше склонность, размышлению или действиям?
4. Представьте себе мир, где все были бы такие же как вы. Вам было бы интересно?
5. Перечислите качества, которые вам хотелось бы перенять у других людей?
Для размышления
Теория организационного поведения описывает четыре предсказуемые фазы формирования коллектива. Любая общность людей неизбежно проходит через первые две фазы, описанные ниже, независимо от того, направляют ли ее, руководят ей, или нет. Чтобы пройти третью и четвертую фазы необходимы цель и признание различий.
Формирование – фаза «медового месяца» или псевдо-общности, когда группа в реальности представляет собой только совокупность людей, действующих на основе имеющихся или складывающихся правил, в атмосфере чисто внешней (показной) вежливости.
Смятение (стадия шторма) – фаза хаоса или конфликта, когда члены группы начинают пробовать силы, постепенно показывая свои истинные чувства, мнения, характер. По мере проявления различий отношения накаляются. Так как на вызываемый этой фазой дискомфорт реагирует каждый , трудно понять какие именно различия породили данный конфликт. Люди начинают реагировать на поведение друг друга, тем самым только увеличивая напряжение (См. урок №47 Гармония взаимоотношений. Реакции и стили поведения). В накаляющейся ситуации каждый ищет утешение в понимании и любви, поэтому начинают формироваться группировки, которые со временем могут стать очень сплоченными. Данную фазу невозможно перепрыгнуть, через нее можно только пройти. У каждой группы есть выбор того, как долго она будет пребывать на втором этапе и насколько глубоко отношения погрузятся в хаос.
Урегулирование – фаза «опустошения», когда члены группы уже устали от постоянного стресса и дисгармонии. Эта фаза обычно вызвана искренним желанием преодолеть трудности и часто включает внешнюю помощь. На этом этапе устанавливаются новые нормы решения проблем, общения и взаимодействия с различиями, и группа начинает набирать свой потенциал.
Результативная деятельность – фаза, в которой группа представляет собой полностью сложившийся и эффективный коллектив. Он – настоящая «общность». Группа взаимодействует с различиями открыто, честно и гибко, избегая разрушительных конфликтов. Высшим и неизменным приоритетом является развитие всех членов группы и принятие различий.
Научиться понимать и признавать различия можно на основе исследования того, как разные люди подходят к процессу обучения и как они выражают себя. То, что я воспринимаю как «мой подход» или «лучший способ» просто является ОДНИМ из способов, или стилей обучения, усвоения информации или самовыражения.
Данный семинар предлагает духовный контекст модели стилей обучения Дэвида Колба (На основе Реестра стилей обучения, Дэвид А. Колб, 1985), используемой в качестве основы для распознавания и понимания различий. Взрослые люди по-разному подходят к процессу обучения. Понимание различных стилей обучения помогает выбрать наиболее эффективные методы коммуникации, призванные помочь заинтересовать друг друга новыми идеями и оценить все богатство подходов, имеющихся в наличии для успешного выполнения поставленных задач.